Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

История семинарии

В данном разделе предоставлена информация о выпускниках семинарии потрудившихся на пользу Церкви в духовном звании.

Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич).

Родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. 

В 1886 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию и поступил в СПб духовную академию. 30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 года году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль «Память Азова».

В 1893 году назначен испол. должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 года назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 год возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 году 1880 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».

В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.

29 июля 1899 года определен ректором СПб духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором СПб духовной академии. С 21 января 1901 года — ректор той же духовной академии.

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.

С 6 октября — архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

С этого же года состоял Почетным членом СПб духовной академии. С 6 мая 1911 года — член Святейшего Синода.

В марте 1912 года назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. 6 мая 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля 1913 года назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.

С 14 января 1915 года. Согласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. Участник Всероссийского Свящ. Собора 1917/1918 гг. в Москве. С 10 августа 1917 года архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С 1922 года епархией не управлял.

В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху он был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс. В соответствии с пунктом обвинения он был приговорен к ссылке в Нижний Новгород, куда и выехал в июне месяце. Там митрополит Сергий жил в Крестовоздвиженском монастыре и имел возможность беспрепятственно совершать богослужения.

С 18 марта 1924 года — митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя. С ноября 1926 года епархией не управлял.

30 ноября 1926 года митрополит Сергий вновь арестован. Арест наверно был не столько наказанием за переписку с руководством синода в Карловицах, сколь как средство для его изоляции и так же связанная с этим возможность использования дезинформации.

Результатом ареста и дальнейшего давления на него и на Патриаршую Церковь, которая в это время находилась в отчаянном положении, была пресловутая декларация митрополита от 16/29 июля 1927 года, основная задача, исходный пункт, которой состоял в том, чтобы обрисовать развитие основных направлений политики Московской Патриархии. С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении.

14/27 апреля 1934 года ему присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московской и Коломенский», с правом ношения двух панагий.

10 марта 1941 года — сороколетие в сане епископа. 26 августа ст/ст 1943 года собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 30 августа ст/ст 1943 года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

Скончался 2/15 мая 1944 года. Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

Палладий (Раев Петр Иванович) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Синода РПЦ
Митрополит Палладий (Раев)

Будущий казанский архипастырь родился 20 июня 1827 года в Нижнем Новгороде, в семье священника. Он учился в Нижегородском духовном училище и Нижегородской Духовной семинарии, там он получил фамилию Раев (фамилия его отца была Писарев). В 1848 году Павел Раев поступил в Казанскую духовную академию. В это время в академии еще не было миссионерского отделения, но студент Раев интересовался именно исламоведением, арабо-ведением и татароведением. Его наставником в этих науках был молодой профессор Николай Иванович Ильминский. Уже после смерти Палладия были опубликованы две его статьи, из которых ясно, что он владел не только арабским, но и коптским языком.

В 1852 году он закончил Казанскую духовную академию со степенью магистра, третьим по списку. Курсовое сочинение, засчитанное как магистерская диссертация, называлось «Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства». Он был направлен в Нижегородскую семинарию, где среди прочих предметов преподавал и татарский язык. Через четыре года Павел Иванович вступил в брак и 15 августа 1856 года был рукоположен во священника к Покровской церкви Нижнего Новгорода, оставаясь преподавателем семинарии. В конце 1860 года супруга отца Павла скончалась, и 28 января 1861 года он принял монашеский постриг. 18 марта 1861 года он стал инспектором Нижегородской семинарии, 18 февраля 1862 года был возведен в сан архимандрита.

28 августа 1863 года отец Палладий был переведен на должность инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, 2 декабря 1864 года стал там же ректором. 18 декабря 1886 года архимандрит Палладий был рукоположен во епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургской епархии. При этом он стал фактически постоянным сотрудником Синода. Те два с половиной года, которые епископ Палладий служил как епископ Ладожский, были очень важными в жизни церкви. Именно в это время серьезные реформы проводились в административном устройстве «Ведомства православного исповедания», менялся сословный и социальный статус духовенства, большие изменения происходили в духовных школах. Владыка Палладий работал в нескольких комиссиях Синода, обеспечивая и выработку конкретных мероприятий и их проведение в жизнь.

15 июля 1869 года владыка Палладий был назначен епископом Вологодским и Тотемским, 13 июня 1873 года был переведен в Тамбов, 9 сентября 1876 года – в Рязань. 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Во всех епархиях он проявил себя с лучшей стороны и оставил добрые впечатления у прихожан, но в среднем в каждой из епархий владыка проводил всего по три с половиной года, что не лучшим образом характеризует кадровую политику Синода.

21 августа 1882 года он был переведен на Казанскую кафедру. Новый архиепископ прибыл в Казань 13 декабря 1882 года в 8 часов вечера. К этому времени Казань уже два с половиной года, после отъезда в мае 1880 года владыки Сергия (Ляпидевского), оставалась без правящего архиерея, руководство до апреля 1882 года осуществлял викарный епископ Павел (Вильчинский)

Палладий был первым казанским архипастырем из выпускников Казанской духовной академии. Архиепископ Палладий не особенно часто бывал в академии, полагаясь на опытнейшего ректора протоиерея Александра Поликарповича Владимирского. Но именно по ходатайству владыки Палладия Синод выделил крупные суммы на строительство. Работы развернулись в 1887 году и завершились через два года, уже после отъезда владыки Палладия. Фасады главного корпуса и флигелей, выходящих на Сибирский тракт (ныне улица Ершова), остались прежними, но масштабные пристрои увеличили площадь академических корпусов более чем вдвое.

По инициативе владыки были созданы три благотворительных «Общества вспомоществования недостаточным учащимся» – при академии, семинарии и духовном училище.

В 1884 году по инициативе обер-прокурора Синода Победоносцева по всей стране стали в массовом порядке открываться церковно-приходские школы, на это выделялись довольно большие средства. В каждой епархии создавался епархиальный училищный совет, для епархиальных архиереев это было новое и непростое дело. Владыка Палладий отнесся к созданию общеобразовательных школ церковного ведомства очень серьезно, и постоянно занимался этим вопросом. Уже к середине 1885 года в епархии действовали 176 церковно-приходских школ. В том же году в Казани по инициативе архиепископа Палладия состоялся съезд архиереев Поволжья и Урала, специально посвященный школьному вопросу. При Казанской духовной семинарии была открыта образцовая церковно-приходская школа, в которой все семинаристы проходили практику.

Следует отметить, что нормативные документы о церковно-приходских школах были весьма расплывчаты и не отличались глубиной педагогических и дидактических идей, многие весьма принципиальные вопросы пришлось решать на местах. Владыка  Палладий избежал очень многих ошибок, которые во многих других епархиях привели к печальным последствиям. В Казанской епархии не было стремления создавать школы «числом поболее, ценою подешевле». В результате этого вплоть до 1917 года церковно-приходские школы были, как правило, намного хуже земских. В Казанской епархии во вновь открываемых школах заработная плата учителей была лишь немного меньше, чем в земских, и к самим учителям предъявлялись довольно высокие требования. Сам он, когда ездил по епархии, обязательно посещал все школы, беседовал с учителями, экзаменовал учеников.

Одну из целей создания системы церковно-приходских школ Победоносцев видел в вытеснении земства из сферы образования. Предполагалось, что земства должны будут передать десятки тысяч своих школ церкви, но продолжать их финансирование. Во многих епархиях на земства оказывалось мощное давление. Но в целом надежды Победоносцева не оправдались из-за сопротивления не только земств, но и деятелей церковного образования. Среди таких сопротивляющихся был и архиепископ Палладий – в Казанской епархии сложились добрые отношения между земствами и епархиальным училищным советом, земские школы не закрывались и не передавались церкви. При этом большинство уездных земств выделяли средства на помощь церковно-приходским школам.

Будучи учеником Николая Ивановича Ильминского, владыка Палладий безоговорочно поддерживал его педагогическую и миссионерскую систему. 15 января 1883 года он своим указом разрешил совершать богослужения на инородческих языках без всяких ограничений. Во вновь создаваемые церковно-приходские школы в инородческих деревнях назначались учителя соответствующих национальностей, и занятия велись на родных языках, хотя во многих соседних епархиях епархиальные училищные советы требовали учить детей только на русском языке. Уже упоминавшийся выше съезд архиереев по настоянию владыки  Палладия одобрил обучение на родных языках, что имело большое значение для распространения системы Ильминского и в церковно-приходских, и в земских школах.

Владыка положительно относился к рукоположению «инородцев» во священники и сам рукополагал всех, кого ему рекомендовали Ильминский, отец Василий Тимофеев и Иван Яковлев – всего более тридцати кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы.

Во время его поездок по епархии, которых обычно было по две-три в год, больше половины приходилось на инородческие приходы. Каждый год он по нескольку дней находился в черемисском Михаило-Архангельском монастыре.

Вообще, владыка Палладий большое внимание уделял монастырям. Благодаря его содействию в Казанском Богородицком монастыре в 1882-1887 гг. был построен корпус с Крестовоздвиженской церковью, в которой сейчас находится Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.

Другая строительная инициатива Палладия воспринималась казанским обществом неоднозначно. Построенный в середине XVII века собор казанского Иоанно-Предтеченского монастыря с завершением в виде трех шатров пришел в ветхое состояние. Архиепископ решил его снести и построить новый. Это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и других интеллигентов, требовавших сохранить памятник архитектуры. Но архиепископ Палладий настоял на своем, правда, новый собор был спроектирован и построен очень похожим на снесенный[5].

Вот как выглядит образ владыки Палладия в некрологе: «Беспредельная доброта, всегдашнее благорасположение и готовность на услугу, горячая деятельная любовь ко всем и всему в его глазах хорошему, честному и справедливому, чарующая ласка и приветливость – вот эти, очевидно, самые выразительные, коренные качества его души. Это был человек редкой доброты и благодушия, душа – открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная. Всегда и для всех он бесценно был дорог по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением и даже с повинной головой, и всякий знал, что услышит не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет».

Но историки не любят некрологов, их оценки часто очень далеки от реальности. На самом деле владыка Палладий был человеком довольно жестким в общении, его не только уважали, но и боялись, встреча с архиереем была для каждого священника нелегким испытанием. Он был прекрасным проповедником, но его выступления имели подготовленный и законченный характер, задушевных бесед он не вел.

Но при этом владыка Палладий умел создавать вокруг себя неконфликтную обстановку. Вероятно, именно это стало основанием для его перевода на Кавказ, после того как в Тифлисе (Тбилиси) семинарист тяжело ранил ножом архиепископа Павла (Лебедева). 29 сентября 1887 года Палладий был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Обстановка в крае была напряженной, и от архиерея требовалось сочетание жесткости и неконфликтности. Владыке Палладию удалось разрешить многие спорные ситуации, добиться доброго расположения грузинского духовенства и дворянства. В отличие от многих своих предшественников он глубоко почитал древние грузинские традиции. Под его руководством был создан музей церковных древностей, при храме-усыпальнице над могилой св. равноапостольной Нины открылся женский монастырь.

18 октября 1892 года владыка Палладий был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Синода. Столичной епархией Палладий руководил семь лет. Он улучшил митрополичий хор, привел в порядок хозяйство архиерейского дома, но политической роли не играл – обер-прокурор Победоносцев влияниям не поддавался.

Митрополит Палладий скончался 5 декабря 1898 года и был похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры. В 1932 году церковь была снесена, его останки были перенесены на кладбище Лавры. 

Михаил (Лузин Матвей Иванович), епископ Курский
Епископ Михаил (Лузин)

Преосвященный Михаил (в миру Матвей Иванович Лузин) родился в 1830 году в Нижегородской губернии. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной академии.  В 1854 году, по окончании Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1855 году удостоился звания магистра богословия и был оставлен в Академии на кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1859 году получил звание профессора, в 1861 году был назначен инспектором Московской Духовной Академии. За диссертацию о Ренане был удостоен степени доктора богословия, публичная защита которой стала важным церковным событием. Ректор Академии А.В. Горский характеризовал его как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних Отцев и Учителей Церкви, равно как и новейшими». В 1876 году по желанию Святейшего Синода был назначен ректором Московской Духовной Академии на место почившего А.В. Горского. В 1878 году архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа Уманского, а с 1883 года и до конца жизни епископ Михаил пребывал на Курской кафедре.

В 1883 году епископ Михаил был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его плодотворной, продолжавшейся более двадцати пяти лет профессорской деятельности, соединявшейся с ректорством сначала в Московской, а потом в Киевской Духовной Академии, и во уважение его многих, весьма полезных и отмеченных печатью выдающегося таланта трудов, по истолкованию Священного Писания». В своих лекциях и трудах епископ Михаил преследовал две цели — экзегетическую и апологетическую. «На мою долю — писал он — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями». Труды епископа Михаила при жизни не раз подвергались критике, однако позднейшие исследователи признавали, что он положил начало новому направлению в русской библеистики. У епископа Михаила было немало талантливых учеников, которые обогатили православную науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по Библейской истории. Библейскому богословию, археологии и текстологии.

Епископ Михаил скончался 20 марта 1887 года.

Иустин (Охотин), епископ Херсонский и Одесский

Тринадцатый архипастырь Подольский и Брацлавский епископ Иустин (Охотин) родился 12 ноября 1823 года в семье священника в г. Арзамасе. По окончании Нижегородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской академии 18 лет он провел на духовно-учебной службе.

20 мая 1853 года пострижен в монашество и 13 сентября рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и 30 октября назначен преподавателем Костромской духовной семинарии.

18 апреля 1855 года утвержден в степени магистра богословия и назначен инспектором Ярославской духовной семинарии. 2 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 25 мая 1871 года хиротонисан во епископа Острожского, вик. Волынской епархии. С 13 апреля 1879 года - епископ Харьковский и Ахтырский. С 15 сентября 1882 года - епископ Подольский и Брацлавский. С 28 марта 1887 года - епископ Курский и Белгородский. С 3 сентября 1893 года - архиепископ Херсонский и Одесский. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 27 сентября 1903 года избран почетным членом Казанской духовной академии. 26 марта 1905 года уволен на покой, согласно прошению, и 29 марта назначен управляющим Ставропигиальным Воскресенским монастырем.

Непрерывное труды на благо паствы, заботливость об улучшении всех частей епархиального управления, попечение о материальном и нравственном преуспеянии духовно-учебных заведений, заботы о благолепии церковного богослужения, ревностное попечение о народном образовании в духе церковности и православия и, наконец, широкая христианская благотворительность - таковы отличительные черты обширной и полезной деятельности архиепископа Иустина.

Был членом Церковного Археологического общества, неоднократно жертвовал для него старинные предметы и деньги.

Скончался 25 мая 1907 года.

Иоанн (Доброзраков Михаил), архиепископ Донской и Новочеркасский.
архиепископ Иоанн (Доброзраков Михаил),

Иоанн Доброзраков  (Михаил Степанович) — архиепископ Донской и Новочеркасский, сын священника, род. в 1790 г. в Лукояновском уезде Нижегородской губернии, умер 23 июня 1872 г. Обучался вНижегородской семинарии и Петербургской духовной академии. По окончании курса с 24 июля 1817 г. был преподавателем в Черниговской семинарии, с 20 августа 1819 г. — бакалавром Петербургской академии по классу церковного красноречия; 21 августа того же года постригся в монашество и рукоположен в иеромонаха.

С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова. Это был человек с открытым, веселым, общительным характером и богатыми умственными дарованиями, по жизни - монах. Он удалялся сколько возможно от человеческих обществ, от общественных развлечений. "Книга - лучший наш собеседник, - говорил Преосвященный, - бесконечно обильный самыми возвышенными речами, назиданиями, утешениями, друг крайне непритязательный, много дающий и ничего не требующий от нас для себя назад". С этим другом святитель не расставался до самых последних дней своей жизни.

Из личных качеств святителя современники отмечали его "сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения, нестяжательность". Он если сам не имел чем помочь, одолжал у другого, но просящему никогда не отказывал. Замечательные качества души влекли к нему человеческие сердца. Люди разного развития и общественного положения, насладившись его беседою, бывали "умилены, наставлены, утешены им, даже выражаясь их языком, очарованы".

В Академии он был библиотекарем; 26 июля 1821 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук, а 16 августа возведен в сан архимандрита Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии, с оставлением при Академии; 23 февраля 1824. г. был назначен членом цензурного комитета. 14 ноября 1824 г. архимандрит Иоанн был назначен ректором Петербургской семинарии, настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над законоучителями учебных заведений. 12 марта 1825 г. за сочинение "Declinatio Hermeneuticae Sacrae" удостоен степени доктора богословия; 30 января 1826 г. назначен ректором Петербургской духовной академии и профессором богословских наук и членом Синодальной конторы.

14 января 1829 г. перемещен настоятелем в Пинский Богоявленский монастырь, 17 августа 1830 г. хиротонисан во епископа пензенского и саранского. В 1832 г. он временно управлял тремя епархиями: пензенскою, нижегородскою и саратовскою; 19 января 1835 г. перемещен в Нижний-Новгород, 18 апреля 1847 г. назначен архиепископом донским и новочеркасским. В 1851—1852 гг. присутствовал в Св. Синоде; 6 марта 1867 г. по болезни уволен на покой в кременецкий Вознесенский монастырь донской епархии, где и скончался 23 июня 1872 г. Погребен в Кременецком монастыре в соборе за колонною правого клироса.

Мирно окончилась жизнь архиепископа Иоанна. Он не только ждал смерть, но и знал о ее близости в последний год своей жизни. Когда инспектор семинарии, прощаясь с ним зимою, обещал посетить его в "летнюю вакацию", святитель спросил: "А когда у вас вакация начинается?". И когда услышал, что в июне, то спокойно и решительно сказал: "Не увидимся".

В последние часы жизни строго приказывал, чтобы никакого дележа после его смерти не было, но все, что остается - раздать нуждающимся. За полгода до смерти, по воспоминаниям близких людей, стал уже неземным человеком.

По отзыву преосвящ. Никанора в речи при погребении, он был "человек-монах, ученый богослов, философ; в тесных кругах бывал душою и смыслом общества; острое меткое слово фонтаном било из его богатого неистощимого ума, его неистощимая веселость отрадно возбуждала самых угрюмых, а любвеобильное сердце его привлекало, ободряло, утешало всех; не было у него печали ни для себя, ни для других, приходили к нему с печалью, уходили с радостью; он был утехой и назиданием, уховным человеком, нищелюбец до самозабвения, если не имел сам, то одолжал и давал нуждающимся. Администратор он был мягкий и уступчивый.

4 октября 1911 г. тело его найдено нетленным, а также и одежды его, что обнаружилось при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральном собором.

Порфирий (Соколовский), епископ Томский и Семипалатинский

Порфирий Соколовский (в миру Павел Иванович) — епископ Томский и Семипалатинский. Родился в 1811 г. в Нижегородской губернии, в семье священника; скончался 3-го июня 1865 года. Образование получил в Нижегородской Семинарии и Московской Духовной Академии, где 14-го сентября 1835 года пострижен в монашество с именем Порфирия и рукоположен в иеродиакона; 8-го июля 1836 г. он был рукоположен в иеромонахи и окончил курс со степенью магистра.

В том же году Порфирий определен инспектором Оренбургской Семинарии, чрез год — членом Оренбургской Консистории и в 1845 г. 22-го мая возведен в сан архимандрита. Последовательно Порфирий инспекторствовал в Симбирской (1846 г.) и Тамбовской (1849 г.) семинариях и ректорствовал в Тобольской (1851 г.) и Костромской (1854 г.) Семинариях, причем занимал место настоятеля Богородицкого Игрицкого монастыря. После с лишком двадцатилетних педагогических трудов, в 1858 г. 27-го октября он был назначен и 21-го ноября хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, чрез четыре месяца получил в управление самостоятельную Уфимскую епархию, где пробыл полтора года.

В 1860 г., 13-го сентября, преосв. Порфирий назначен епископом Томским и Енисейским, а в 1861 г. переименован в Томского и Семипалатинского, за отделением особой Енисейской епархии. Он известен, как опытный юрист и крепкий защитник духовенства против притязаний со стороны светских; им основан в Томске женский монастырь. В 1864 г., 14-го ноября, он был уволен на покой, но еще до выезда из Томска скончался от апоплексии.

Антоний (Радонежский), епископ Оренбургский

Антоний Радонежский (Александр) — епископ Оренбургский и Уральский. Родился в 1809 году в селе Тепелеве Сергиевском Нижегородской губернии, в семье священника. Окончил Нижегородскую духовную семинариюи поступил в Московскую духовную академию. 14 августа 1834 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра и был определен инспектором и профессором философии Нижегородской духовной семинарии.

22 марта 1841 года пострижен в монашество; 25 марта рукоположен во иеромонаха, а 22 апреля освобожден от должности инспектора. 28 сентября 1842 года назначен в Ярославскую духовную семинарию профессором богословия. С 23 августа 1844 года — бакалавр Казанской духовной академии. 23 мая 1848 года возведен в сан архимандрита. 13 февраля 1851 года назначен ректором Пермской духовной семинарии. С 4 мая 1854 года — ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского монастыря. В 1856—1857 г. вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 15 июня 1858 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. С 21 марта 1859 года — епископ Оренбургский и Уральский.

17 марта 1862 года уволен от управления епархией и назначен членом Московской синодальной конторы и управляющим Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. 11 мая 1866 года уволен на покой в Тамбовский Трегуляевский Предтеченский монастырь. 31 октября 1868 года переведен в Темниковский Санаксарский монастырь. С 24 апреля 1870 года проживал в Смоленском архиерейском доме, где и скончался 23 декабря 1872 года.

Деятельность преосвященного Антония в Оренбургской епархии была направлена на борьбу с расколом. При активном содействии со стороны наказного атамана Столыпина в этом деле были достигнуты большие успехи. Преосвященный Антоний занимался и вопросами развития просвещения в епархии. Он имел намерение устроить в Уфе епархиальное женское училище. В связи с возникшими несогласиями в Уфимском женском монастыре преосвященный Антоний был переведен из Уфы в Оренбург. Труды: «Иисус Христос на Голгофе, или семь слов на Кресте» — Казань, 1846. «Иисус Христос в последние дни перед страданиями Своими в Иерусалиме».

Григорий (Полетаев), управляющего Донским монастырем в Москве
Епископ Григорий (Полетаев)

Епископ Григорий (в миру - Лев Иванович Полетаев ) родился в 1831 году в семье причетника Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую Духовную семинарию и Казанскую духовную академию. По окончании академии был оставлен в ней преподавателем по кафедрам Священного Писания и древнееврейского языка. Тогда же принял монашество и духовный сан.

В 1855 году получил степень магистра богословия. Служил в Казанской Духовной академии помощником инспектора и экономом. В 1865 году получает там же должность экстраординарного профессора. Его перевод “Благовестника” блаженного Феофилакта - ценный вклад в богословскую науку. В 1867 году назначается ректором Уфимской Духовной семинарии, но через два года от духовно-учебной службы его уволили. Через три года был восстановлен в прежнем служении. Преподавал во Владимирской Духовной семинарии, состоял на должности ректора Иркутской. С 1888 года - старший член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. В 1891 году возведен в сан епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Через полтора года стал епископом Туркестанским и Ташкентским. Его усилиями в Туркестан прибыло пополнение духовенства. Священников из их числа называли “григорьевцами”. При закладке временного кафедрального собора в Верном обратился к горожанам со словами: “По имени вашему будет и вера ваша!”

В 1895 году становится епископом Омским и Семипалатинским. С 1900 года - управляющий Донским монастырем в Москве. С 1906 года проживал на покое в Новоспасском монастыре.

Скончался 15 марта 1914 года и погребен в московском Новоспасском монастыре.

Евфимий (Счастнев), епископ Енисейский и Красноярский

Евфимий (Счастнев Феодор Дормидонтович), епископ Енисейский и Красноярский. Родился в феврале 1839 г., сын священника села Илевского Завода, Ардатовского уезда Нижегородской епархии. В 1858 году окончил Нижегородскую духовную семинарию со званием студента семинарии. 5 марта 1860 г. рукоположен во священника к Вознесенской церкви села Терюшева, Нижегородского уезда, где и прослужил тридцать три с половиной года.

В Терюшеве в то время не было школы. Преданный ему молодой и энергичный о. Феодор, ревнуя о просвещении паствы, на втором же году священства открыл в собственном доме народную школу, в которой в течение десяти лет сам состоял учителем и законоучителем. Только в 1868 году, при его деятельном участии, в себе Терюшеве было выстроено особое здание для этой школы. Со временем в этом селе его же стараниями было устроено еще три школы. Помимо прямых обязанностей по приходу и по наблюдению за школьным делом, о. Феодор почти постоянно исполнял различные обязанности по поручению епархиального начальства, как-то: депутата по окружному съезду, помощника благочинного, духовного следователя и, наконец, восемнадцать с половиной лет благочинного 4-го округа Нижегородского уезда.

В 1875 году о. Феодор лишился супруги, оставившей на его руках трехлетнего сына и, будучи вдовым, еще восемнадцать лет священствовал. В 1892 году был возведен в сан протоиерея за свое ревностное служение Церкви Божией. В 1893 году о. Феодор, по предложению тогдашнего Нижегородского архиепископа Владимира, принял монашество с именем Евфимия и был зачислен в число братии Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря с назначением настоятелем этого монастыря и возведен в сан архимандрита. Недолго оставался архимандрит Евфимий в Арзамасском монастыре.

23 июня 1895 г. он был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. 17 ноября 1896 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. В январе 1897 г. утвержден в должности председателя Черниговского епархиального училищного совета. С 28 октября 1896 г. - епископ Енисейский и Красноярский. Здесь он явился уже умудренный продолжительным опытом своей прежней пастырской и архипастырской деятельности и немало сделал весьма полезного для епархии. За время своего святительства Енисейская епархия, обширная пространством, но бедная своим благоустройством, обогатилась открытием многих приходов и построением новых церквей.

Его же трудами и стараниями устроен епархиальный свечной завод, почти вдвое увеличено число церковно-приходских школ, построены новые корпуса для духовной семинарии и епархиального женского училища, приходское Соборное Братство Рождества Пресвятыя Богородицы преобразовано в общеепархиальное, епархиальное женское училище преобразовано из трехклассного в шестиклассное, учрежден институт противосектантских и противораскольнических миссионеров, и, вообще, расширено миссионерское дело, расширен епархиальный орган и предпринято много других мер, способствующих делу развития церковно-приходской жизни. На всех местах служения его непременным спутником были: сердечность, простота, приветливость и обходительность со всеми.

В 1910 году ослеп и два года управлял огромной Енисейской епархией, будучи слепым. В 1912 году уволен на покой. Скончался 9 января 1913 г.

В 1917 году или немного позднее, когда производились работы под собором, где находился склеп и был похоронен епископ Евфимий, было слышно благоухание.

Вениамин (Барнаухов / Борнуков Владимир), епископ Горийский, викарий Грузинской епархии.

Родился в 1861 году 5 июня в Нижегородской епархии.В 1882 году по окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во священника в с. Мишно Васильского уезда. Овдовел.

В 1889 году поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию.В 1892 году, будучи студентом третьего курса, принял монашество.

В 1893 году по окончании академии был назначен помощником инспектора смотрителя Заиконоспасского Духовного училища в Москве, где пробыл до 1896 г.В 1896 году назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии. В 1897 году перемещен на должность ректора той же семинарии с возведением в сан архимандрита.

21 апреля 1902 года хиротонисан во епископа Горийского, первого викария Грузинской епархии. Хиротония была совершена в Сионском соборе г. Тифлиса. Наречение и хиротонию совершали: Экзарх Грузии, архиеп. Алексий с преосвященными: Владикавказским Владимиром, Гурийско-Мингрельским Александром, Сухумским Арсением и Имеретинским Леонидом. При своем наречении архимандрит Вениамин произнес речь, замечательную в том отношении, что в ней он с благодарностью вспомнил родную академию и ее профессоров - своих учителей.

В ноябре 1903 года назначен и утвержден в должности председателя окружного училищного совета Грузинского Экзархата.

Скончался 16 февраля 1905 года. Погребен в левом приделе Сионского собора.

 
 
Выпускники и студенты
 
Фамилия
Имя
Отчество
Сан
1.       
Успенский
Фаддей
(Иван)
Васильевич
Архиеп. Тверской
2.       
Шлеев
Симон
Иванович
Епископ Уфимский (единоверч.)
3.       
Адамантов
Михаил
Петрович
иерей
4.       
Беляков
Александр
Николаевич
иерей
5.       
Бенедиктов
Андрей
Николаевич
иерей
6.       
Борисоглебский
Павел
Васильевич
иерей
7.       
Воскресенский
Михаил
Григорьевич
иерей
8.       
Гусев
Иаков
Иванович
иерей
9.       
Гусев
Михаил
Иванович
иерей
10.  
Княжеский
Алексий
Ильич
иерей
11.  
Колосовский
Порфирий
Михайлович
иерей
12.  
Крылов
Александр
Иванович
иерей
13.  
Лазарев
Иоанн
Михайлович
протоиерей
14.  
Никольский
Александр
Семенович
иерей
15.  
Никольский
Иоанн
Николаевич
иерей
16.  
Никольский
Николай
Николаевич
протоиерей
17 Новосельский Петр Иванович протоиерей
18.  
Платонов
Михаил
Павлович
протоиерей
18.  
Рюриков
Николай
Владимирович
протоиерей
20.  
Сахаровский
Петр
Иванович
протоиерей
21.  
Ставрополев
Павлин
Иванович
иерей
22.  
Флеров
Иоанн
Клавдианович
иерей
23.  
Хвощев
Николай
Александрович
иерей
24.  
Яковлев
Евгений
Никанорович
протоиерей
 
 
Преподаватели
 
Фамилия
Имя
Отчество
сан
1.       
Порфирьев
Алексий
Александрович
протоиерей
2.       
Щукин
Александр
Иоаннович
епископ Макарьевский
3.       
Гнеушев
Макарий (Михаил)
Васильевич
епископ Балахнинский

 

 

Преподобный Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь.

 Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании. Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии. Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой. Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого († января 379), который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу. 

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна...»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть...» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду... Не препятствуй источнику течь... он всю вселенную протечет и напоит...»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.

Подобен: Вознесыйся на Крест:

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подаёт прегрешений прощение.

Стройная система регулярного духовного образования появилась в России со времён императора Петра I.

«Духовным регламентом» 1721 года было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей.

Епископ Нижегородский и Алатырский Питирим

Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим (1719-1738).

При архиерейском доме в Нижегородском Кремле 29 марта 1721 года (11 апреля по новому стилю) были открыты две грамматические – эллино-греческая и славяно-российская школы и одна подготовительная букварная школа.

С этого момента и начинается отсчёт в истории первой в России семинарии, давшей стране выдающихся церковных пастырей, учёных-богословов и просветителей.

 

img7С основания семинарии её духовными наставниками и попечителями были Нижегородские иерархи: начиная от епископа Питирима, её основателя, до митрополита Георгия (Данилова), который в настоящее время является ректором Нижегородской духовной семинарии.

Стройные традиции, постоянное стремление к совершенствованию учебной системы и быта позволили Нижегородской духовной семинарии стать одним из лучших учебных заведений России.

За годы существования Нижегородской духовной семинарии в ее стенах возросло немало выдающихся иерархов Церкви, благочестивых пастырей, деятельных миссионеров, знаменитых учёных и проповедников.

 1 47535532407Выпускником Нижегородской семинарии  1848 года был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Синода, возглавлявший коронование императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны (14 мая 1896 года) Палладий (Раев).

Нижегородскую семинарию закончил Патриарх Сергий (Страгородский).  С 1924-го по 1934 год он был митрополитом Нижегородской епархии. В сентябре 1943 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви избрал его Патриархом Московским и всея Руси.

Выпускник Нижегородской семинарии Пётр Знаменский за «Руководство к русской церковной истории» получил Макарьевскую премию. Книга выдержала пять изданий. Учебный комитет при Синоде рекомендовал ее в качестве учебника для семинарий.

Учёными изысканиями прославился и другой воспитанник семинарии — профессор Александр Катанский. Александра Львовича избрали почётным членом сразу три духовные академии: Санкт-Петербургская, Казанская и Московская.

Среди именитых выпускников Нижегородской духовной школы можно отметить епископа Курского Михаила (Лузина), архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова), управляющего Донским монастырем в Москве епископа Григория (Полетаева), епископа Горийского, викария Грузинской епархии Вениамина (Барнукова).

Революционные события 1917 года на долгие десятилетия прервали благотворную деятельность старейшей в России семинарии.

Девяностые годы XX столетия стали судьбоносными для Русской Православной Церкви и вошли в ее историю как время бурного возрождения духовной жизни. После семи десятилетий гонений и жесточайшего контроля со стороны атеистической власти внезапно всё изменилось: Церковь получила право проповедовать, воссоздавать и строить храмы и монастыри, издавать  духовную литературу, открывать богословские учебные заведения.  
На Нижегородской земле этот процесс проходил очень активно, народ истосковался по вере и жаждал духовной пищи.
В 1993 году, после более чем 70-летнего перерыва, открылось духовное училище при Нижегородском Благовещенском монастыре, спустя два года преобразованное в духовную семинарию.
Первым ректором, строителем и организатором на этом поприще Бог судил стать иеромонаху (ныне митрополиту) Кириллу (Покровскому).
В братском корпусе монастыря, в единственной аудитории занималась первая группа студентов в количестве пятнадцати человек, здесь же располагалась и скудная библиотека. Этажом ниже было отведено место для общежития, рядом находилась крохотная трапезная.011 Монастырское здание оставалось в ведении государственного учреждения «Нижегородлесхоз», отсутствовала материальная база, преподавательский состав был малочисленным, юридический статус духовного училища не определен.
Но у начинателей была ревность, вера, надежда и желание служить Богу, и это помогло преодолеть многие трудности. Благовещенской обители, а вместе с ней и училищу, вначале был передан небольшой храм во имя преподобного Сергия Радонежского. С передачей храма Русской Православной Церкви в ведение Нижегородской епархии, возглавляемой тогда митрополитом Николаем (Кутеповым), начались регулярные богослужения с участием воспитанников. 
После получения школой статуса духовной семинарии на нее обратили внимание светские вузы; преподавателей и студентов стали приглашать к участию в различных конференциях и семинарах. 
В 1996 году возрожденная духовная школа Нижнего Новгорода отпраздновала 275-летие со времени своего основания.
Этот же 1996 год стал знаменательным для семинарии и в том, что ей была передана часть помещений учебно-производственного комбината, расположенного за стеной монастыря.
Постепенно укреплялась учебно-методическая база духовной школы. Преподаватели разрабатывали программы, готовили учебные пособия, составляли хрестоматии и словари.
th content 1457962808В 1997 году в Нижегородской семинарии состоялся первый выпуск.
В конце 1998 года успешно было пройдено государственное лицензирование.
Юбилейный 2003 год открыл новую страницу в истории Нижегородской епархии в целом и духовной семинарии в частности. Решением Священного Синода на Нижегородскую кафедру был назначен епископ (ныне митрополит) Георгий (Данилов).
Заботами владыки Георгия в семинарии был построен третий, жилой, этаж, новый большой Актовый зал, вместительная трапезная, часовая башня с ангелом.
Основной корпус семинарии был полностью отреставрирован и украшен белокаменной лепниной и мозаикой.
Значительно увеличился преподавательский состав и количество сотрудников семинарии.
С этого времени Нижегородская духовная школа заняла важное место в жизни епархии и Нижнего Новгорода.
В 2013 году при Нижегородской духовной семинарии открыта магистратура по направлению «История религиозной философии».
В 2021 году Нижегородская духовная семинария отметила свое 300-летие.
 
февраль 1Для всех студентов реализована возможность параллельного обучения в Нижегородском государственногм педагогическом Мининском университете с получением диплома бакалавра государственного образца.
В настоящее время в семинарии регулярно проводятся конференции, от регионального до международного уровня, выставки, встречи, приезжают именитые гости.
Деятельность, рост и развитие нашей духовной школы продолжается.

 

 

 

 

 

 

Издания о Нижегородской духовной семинарии:

Буклет о Нижегордской духовной семинарии.

Нижегородская духовная семинария. Вехи истории.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фамилия Имя Отчество: Березин Андрей Александрович
Занимаемая должность: Преподаватель
Преподает предметы: История Русской Православной Церкви
Специальность: Французский и немецкий языки
Уровень образования: Высшее
Общий стаж: 13 лет
Стаж работы по специальности: 9 лет
Квалификация
Ученая степень:
Ученое звание:
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

Повышение квалификации, «Педагогика и психология высшей школы», с 01.10.2019 по 01.11.2019, объем 72 часов, рег.номер 3791

Дополнительная информация: Горьковский Педагогический Институт Иностранных Языков им.Н.А.Добролюбова(1973). Московская Духовная Семинария(1988). Дата хиротонии во священника 19.08.1980.

14 октября 1940 - 12 августа 2023

(28 ноября 1946 - 13 августа 2019)
  

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть