Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Журнал «Дамаскин»

Дамаскин №4(33)2015

Христиане не сомневаются в том, что мировая история когда‑то закончится. Эта уверенность появляется у них не только после просмотра очередного выпуска телевизионных новостей. Им хорошо известно это из Священного Писания. Происходящее в мире лишь снова и снова убеждает в истинности библейских предсказаний и помогает укрепиться в сознании того, что мир неотвратимо движется к своему финалу.
Поселяется ли в сердцах православных при этом страх или уныние? Вовсе нет. Так же, как знание о собственной смерти в будущем, это их не страшит. Оптимизм христиан в основе своей имеет веру в вечную жизнь, которую даровал им Христос. По Его обещанию мы ожидаем нового неба и новой земли. Многочисленные попытки в прошлом и настоящем представить себе жизнь будущего века встречают на своём пути остужающие пыл воображения слова апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (I Кор. 2: 9). Тема настоящего номера журнала «Дамаскин» — эсхатология и культура. Надеемся, что любезный читатель найдёт для себя в представленных материалах нечто полезное и интересное.

Скачать Дамаскин №4(33)2015

Дамаскин №3(32)2015

Для всякого интеллектуально и духовно одарённого человека естественным является желание поделиться с другими людьми своим опытом, передать им накопленные знания, предостеречь от возможных ошибок и заблуждений. Сокровища христианской веры — не исключение. Они передаются по наследству от старшего поколения поколениям младшим — тем, кто находится лишь в начале жизненного пути.
Мотивацией к этой передаче является прежде всего любовь, которая, по словам апостола Павла, «не ищет своего», то есть щедро делится имеющимся у неё богатством.
В основе образования вообще и религиозного образования в частности лежит именно эта вложенная в человека потребность — деятельно проявлять свою любовь через передачу знаний и опыта. Основные материалы настоящего номера журнала «Дамаскин» посвящены Рождественским образовательным чтениям Нижегородской митрополии — представительному
форуму, основной задачей которого является объединение усилий деятелей Церкви и педагогического сообщества в духовно нравственном и культурном воспитании молодёжи.

Скачать Дамаскин №3(32)2015

Дамаскин №2(31)2015

В интервью с выдающимися людьми, достигшими в жизни известности и успеха, типичным является вопрос: «А что для вас в жизни — самое главное?» Действительно каждый человек самостоятельно выстраивает для себя определенную иерархию ценностей и старается следовать ей в своей жизни. При этом он зачастую оказывается перед необходимостью сделать выбор и второстепенным пожертвовать ради главного. Кто-то ценой своей жизни спасает жизни других людей, а кто-то спасает себя ценой предательства близких. Для одних материальное богатство, карьера и слава — ценности, ради которых стоит жить, другие добровольно и с легкостью отказываются от них, чтобы обрести иные сокровища — духовные и нетленные. В христианском мировоззрении понимание истинных ценностей занимает особое место и рассматривается как проявление духовной мудрости, дарованной Богом. Тема основных материалов настоящего номера журнала «Дамаскин» — ценности человеческой жизни. Авторы статей делятся с читателями самым сокровенным — своим духовным и жизненным опытом, который для кого — то может оказаться ценным.

Скачать ;Дамаскин №2(31)2015

Дамаскин №1(30)2015

За привычным для церковных людей обращением – «братья и сестры» стоит вера христиан в Бога, как своего Небесного Отца и в Церковь, как духовную семью. Существо Церкви не в храмах и колоколах, иконах и книгах, а во Христе, живущем в сердцах верующих в Него.
Новый номер журнала «Дамаскин» посвящен людям Церкви. У каждого из них свой путь к Богу, свой личный духовный и житейский опыт, свое место служения, но все они через веру во Христа и причастность единой святой соборной и апостольской Церкви становятся духовно родственными друг другу. Общение с ними выявляет это удивительное внутреннее сходство, при том, что каждый сохраняет свою неповторимую дарованную Богом индивидуальность.

Скачать Дамаскин №1(30)2015

Дамаскин №4(29)2014

В Никео — Цареградском Символе веры, который поётся за каждой Божественной литургией, словом «Творец» переведено греческое ποιητης — поэт. Мир, созданный Богом, представляется нам не только как стройная система, но и как произведение искусства. Его отличают гармония и красота, соразмерность и целостность.
Человек, образ и подобие Божие, наделён даром творчества и в области духовной. Он способен создавать свои поэтические произведения, облекая мысли и слова, сплетая словесные узоры удивительной красоты и смысла.
Очередной номер журнала «Дамаскин» посвящен поэзии. В христианстве она занимает особое место. Библейские книги и богослужебные гимны, догматические трактаты и аскетические труды, а также бесчисленное множество стихотворных произведений христианских авторов разных эпох и народов — всё это есть богатейшее наследие, достойное того, чтобы к нему обращаться.

Скачать Дамаскин №4(29)2014

Дамаскин №3(28)2014

Между Церковью и миром всегда идёт спор о смыслах. Употребление разными людьми одних и тех же слов не означает единомыслия: одни и те же слова могут заключать в себе совершенно разные понятия. Христианам постоянно приходится проверять свои слова на верность их подлинному смыслу, а себя - на соответствие своей вере.В очередном выпуске журнала Нижегородской духовной семинарии речь пойдёт о мужестве и героизме в их христианском понимании. Есть ли мужество в духовной нищете и кротости, героизм - в мученичестве, сила - в терпении? Ответы на эти вопросы не очевидны для наших современников, которым чаще всего предлагается "взять от жизни всё", неудержимо стремиться к богатству, славе и удовольствиям в качестве истинных ценностей жизни... Многовековой духовный опыт Церкви открыт для желающих обогатиться им. Там можно отыскать утраченные смыслы и обрести верные ориентиры, чтобы жизнь не прошла напрасно, но достигла своей цели, которую задумал для неё Бог.

Скачать Дамаскин №3(28)2014

Дамаскин №2(27)2014

Русская Православная Церковь торжественно отмечает в 2014 году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена Русской земли. Имя этого человека золотыми буквами вписано как в летопись Отечественной истории, так и в ряд великих святых Вселенской Церкви. Он возродил на Руси монашескую жизнь, создал ставшую знаменитой на весь мир Троицкую Лавру, вдохновил наших предков на борьбу с ордынским игом, смиренным, но исполненным благодатной силой словом, призвал к единству разделённые междоусобицами русские земли. Он оставил поколениям православных людей завет верности Христу и образ добродетельной евангельской жизни. Благодатные потомки чтут память аввы Сергия, у раки с его честными мощами не угасает лампада молитвы и не оскудевает поток притекающих поклониться месту его подвигов. Многие ныне действующие обители и духовные школы невидимыми нитями связаны с Лаврой преподобного Сергия. Нижегородская семинария - одна из них. Её возрождение два десятилетия назад начинали выпускники Академии у Троицы, и ныне значительное число её преподавателей - в прошлом студенты Московских духовных школ. Знаменательный юбилей - это благодатная возможность вновь приобщиться к личности преподобного Сергия и его духовному наследию. Основная часть материалов настоящего номера посвящена игумену Радонежскому и Троице-Сергиевой Лавре.

Скачать Дамаскин №2(27)2014

Дамаскин №1(26)2014

Бог, сотворивший человека, наделил его способностью познавать себя и окружающий его мир. За тысячелетия человеческой истории было накоплено огромное количество знаний весьма разнообразных, теоретических и практических, полезных и вредных, истинных и ложных. Передача и усвоение этих знаний именуется сегодня образованием и считается одной из важнейших ценностей современной цивилизации. Появление компьютерных технологий, обеспечивающих доступ к неисчерпаемым залежам информации, приводит людей XXI века к выводу о невозможности объять необъятное. Возникает вопрос о цели, и смысле приобретения знаний, что естественно сопряжено с пониманием смысла жизни в целом. Человек, ограничивающий свое бытие пространственно-временными рамками земного существования, и образование ставит на службу земным потребностям. Престижная профессия, карьера материальные блага, положение в обществе, успех — все это определяет направление и характер его образования. Иные мотивы обнаруживаются у человека, обладающего религиозной верой. Он стремится прежде всего к духовной мудрости, открывающей ему подлинный смысл его жизни в Боге. Земные знания имеют для него важное, но вторичное значение. Они ценны постольку, поскольку помогают достижению главного — вечной жизни в Боге. О разных аспектах христианского понимания образования пойдет речь на страницах настоящего номера журнала «Дамаскин».

Скачать Дамаскин №1(26)2014

Дамаскин №3(25)2013

Религиозная вера естественным образом предполагает и согласную с ней религи-озную жизнь. Усилия человека, направленные на установление общения с Богом,открывают перед ним возможность приобрести религиозный опыт, включающий в себя молитву, аскетические упражнения, духовные прозрения и переживания. Вера атеистическая, в отличие от веры религиозной, статична и слепа. Её дог-матом является утверждение, что Бога нет, и здесь не может быть положительного опыта, такая вера не зовёт человека в путь, не предлагает поиска, не обещает прозрений и обретения истины. Слепая вера в безбожие, вечную смерть за гробом и временную жизнь без смысла — удел последователей атеизма. Религиозный опыт человечества, как показывают история и современность, весьма разнообразен и по своей направленности, и по своей глубине. Его нельзя свести к одной духовной реальности, но сам факт его существования по крайней мере свидетельствует о двух вещах: заложенной в человека потребности Бога.

Скачать Дамаскин №3(25)2013

Дамаскин №2(24)2013

«Человек верит в Бога, а во что верит Бог?» — однажды спросили митрополита Антония Сурожского. «Бог верит в человека», — ответил он. Действительно, Творец, наделивший Свой образ свободой, терпеливо ждёт, когда человек услышит Его голос в своём сердце, примет данное ему Откровение, возрастит веру и обретёт вечную жизнь. Всё Священное Писание пронизано этой верой Бога в человека, ради которого Он Сам становится человеком, чтобы сделать его богом. Библейские книги на протяжении тысячелетий сохраняют неоскудевающую духовную силу, способную необъяснимым образом воздействовать на сердца и умы людей, принадлежащих к разным народам, культурам, социальным сообществам. Наше время — не исключение. Многие наши современники пришли к Богу, услышав или прочитав слова Писания, которые открыли им истину и помогли изменить жизнь. Тема настоящего номера журнала — Библия, её место и значение в жизни отдельных людей и всей Церкви.

Скачать Дамаскин №2(24)2013

Дамаскин №1(23)2013

Нравственный закон в человеке, наравне со звёздным небом над головой, более всего восхищал некогда Иммануила Канта. Действительно, способность различать добро и зло, стремиться к истине и справедливости заложена Богом в природу человека. Но грех первых людей расколол эту природу, внёс в неё расстройство и противоречие, подчинил себе, как господин раба. Жалко и бессмысленно выглядят попытки тех, кто желает построить общество всеобщего благоденствия, где основами жизни были бы справедливость и добро, прибегнув при этом к революции, насилию, принуждению, устрашению. Не спасает и обличение, общественное осуждение, предание гласности преступлений, беззаконий и всяких гнусностей отдельных людей. У «мира сего» и христианства обнаруживается совершенно разное понимание, как самой правды, так и борьбы за её торжество. Для безбожника правда абстрактна и относительна, для христианина — конкретна и личностна, она есть Бог, и приобщение к Нему означает усвоение правды — подлинной и спасительной, дающей успокоение и на земле, и в вечности.

Скачать Дамаскин №1(23)2013

Дамаскин №3(22)2012

В год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года она приобретает особую актуальность. Уже нет в живых очевидцев тех трагических событий, но есть книги и документы, картины и реликвии, храмы и памятники, — свидетели истории, помогающие сохранить связь поколений, и не забыть славного прошлого, его подвижников и героев.
Бог наделил человека уникальной способностью — помнить прошлое. Благодаря ней он хранит и передает знания и опыт, кается в своих грехах, продолжает любить тех, кого уже нет на этой земле. История народа, живущая в памяти потомков, учит сменяющие друг друга поколения правде жизни, предохранить их от трагических ошибок, передать их духовные и материальные ценности.

Скачать Дамаскин №3(22)2012

Дамаскин №2(21)2012

Иерусалим, Афон, Валаам, Соловки, Дивеево... Для православного христианина эти наименования наполнены особым духовным содержанием, ибо обозначают места, обладающие удивительной притягательной силой, влекущей верующую душу к соприкосновению с Царствием Божиим. Оно отобразилось там и в древних каменистых стенах, и в живых душах подвизающихся людей. Христиане верят в вездесущего Бога и поклоняются Ему на всяком месте в духе и истине, но, сознавая собственную ограниченность и духовную слабость, зачастую стремятся туда, где «небо ближе». Это явление именуется паломничеством. О нём пойдёт речь в основных материалах очередного номера журнала «Дамаскин».

Скачать Дамаскин №2(21)2012

Дамаскин №1(20)2012

Современный человек обнаруживает, что мир, в котором он живёт, весьма многообразен. Народы, языки, культуры, флора и фауна: всё это в совокупности представляет собой удивительный калейдоскоп, являющий наблюдателю сложный, но, в целом, гармоничный рисунок, каждый элемент которого имеет своё место и значение. Неразумно спрашивать: кто лучше — китаец или араб; что красивее — русский хоровод или осетинская лезгинка, что важнее — латынь или иврит. Всё это имеет свою ценность, красоту, важность, а значит и необходимость в Божием замысле о мире. Можно ли то же самое сказать и о религиях, их также немало; они разные и по содержанию, и по ритуалам, по древности и количеству приверженцев. Как они соотносятся с той абсолютной Истиной, к Которой апеллируют? Этой теме посвящены материалы центральной рубрики нашего журнала — ≪Живой опыт в живых словах≫. О межрелигиозных отношениях, проповеди христианства в среде иноверцев, поиске истины в разных религиозных учениях рассуждают авторы других статей, размещённых на страницах семинарского издания.

Скачать Дамаскин №1(20)2012

Дамаскин №3(19)2011

Молодость нельзя признать характеристикой исключительно возрастной, это понятие содержит в себе и нечто, относящееся к духовному миру человека и его внутреннему состоянию. К присущим молодости беспечности, подвижности, весёлости, влюбчивости и максимализму можно добавить такие важные черты, как поиск смысла жизни и стремление к духовным ценностям, желание обрести верные мировоззренческие ориентиры и получить необходимые знания. У Православной Церкви есть ответы на запросы юной души, она готова поделиться своим богатым опытом. То, что принято называть молодёжными проблемами, не чуждо людям Церкви, ибо многие из них и есть, собственно, молодёжь. Взгляд на православную общину как на сообщество древних старушек безнадёжно устарел, и размышления о миссии среди молодых людей, молодёжном служении и искушениях молодости, которым необходимо противостоять, в настоящее время весьма актуальны. Материалы на эту тему представлены в основных рубриках нового выпуска нашего журнала.

Скачать Дамаскин №3(19)2011

Дамаскин №2(18)2011

Журнал «Дамаскин» в этом номере приглашает читателя оглянуться назад и поразмышлять над тем, что же произошло с Церковью за 20-летний период ее развития в условиях свободы и куда «Церковный корабль» будет двигаться дальше.

Первый и главный материал на эту тему — «Двадцать лет религиозной свободы: между прошлым и будущим» преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника Максима Антоненко. Отец Маским подводит итоги 20-летнего юбилея возрождения в нашей стране Церкви. Автор статьи рассуждает о том, как в эти годы развивалась Церковь, рассматривает важнейшие события в ее жизни, внутренние организующие процессы и основные соборные решения Церкви, концептуальные документы, выражавшие официальную церковную позицию в отношении злободневных вопросов современности.

Размышления  о том, как в новых условиях религиозной свободы, возродить Церковь не только в количественных параметрах, но  и усилить ее влияние на судьбу каждой отдельной личности продолжаются в интервью с профессором Свято-Филаретовского православного института, заведующим кафедрой катехетики и гомилетики, богословских дисциплин и литургики Давидом Мкртичевичем Гзгзяном. Материал называется: «Без духовного поиска Христа не обретают».
Тему номера продолжает рубрика «Фотолетопись», которая предлагает читателям убедиться в изменениях, произошедших в жизни Русской Православной Церкви за два последних десятилетия на примере Дивеевского Свято-Троицкого женского монастыря.
В этом номере журнал публикует часть воспоминаний священника Сергия Лебедева, уроженца села Выксы, предки которого близко знали Пушкина и находились под духовным окормлением прп. Старца Варнавы Гефсиманского. Автор воспоминаний живо и ярко рисует картину быта и жизни духовных учебных заведений Российской империи конца XIX века, в том числе Нижегородской семинарии. Материал снабжен богатым фотоматериалом из семейного и музейных архивов.
Глубокие размышления о взаимоотношениях церковной и светской власти на протяжении всей человеческой истории, начиная со времен Священной Римской империи, затем Византийской и заканчивая Российской, можно найти в статье кандидата философских наук преподавателя НДС Даниила Викторовича  Семикопова «Священство и Царство». 
Рубрика «Литературные страницы» знакомит читателя с творчеством нижегородского писателя Владимира Морева. Журнал публикует его рассказ «На ерша».

Скачать Дамаскин №2(18)2011

Дамаскин №1(17)2011

Четыре последних номера журнала «Дамаскин», включая настоящий, посвящались темам, связанным, так или иначе, с четырьмя стихиями мира: огнём, водой, воздухом и землёй. В Священном Писании о земле говорится в первых стихах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Из праха земного  Господь создаёт и первого человека Адама, имя которого переводится как «взятый от земли». Именно туда — в землю — ему надлежало возвратиться, как согрешившему и потерявшему возможность жить вечно с Богом. Земля с тех пор становится вместилищем мертвецов, могилой человечества, неумолимо зовущей в свои недра всех рождённых на ней. Так было бы вечно, если бы не Воскресение Христа, победившего Своею смертию смерть и положившего начало всеобщему воскресению мёртвых. В свете Новозаветной Пасхи земля теряет мрачную тень смерти и приобщается к таинству воскресения, преображения и вечной жизни.

Скачать Дамаскин №1(17)2011

Дамаскин №4(16)2010

Признание неким сообществом христиан какого-либо святого своим покровителем не означает только соборного возношения к нему молитвенных прошений о собственных нуждах и помощи в житейских делах, но и через изучение его жизни и писаний приобщение к духовному опыту спасения во Христе, который приобрел этот подвижник благочестия, когда жил на земле. Таковым небесным покровителем для Нижегородской духовной семинарии является преподобный Иоанн Дамаскин — великий отец и учитель Церкви. Ему посвящен очередной тематический номер семинарского журнала. Авторы представленных статей рассматривают жизнь, творчество и богословское наследие преподобного Иоанна, размышляют о значении его вклада в сокровищницу христианской мысли и о влиянии его трудов на развитие церковной гимнографии и православного богословия в последующие века.

Скачать Дамаскин №4(16)2010

Дамаскин №3(15)2010

Среди многочисленных способностей, талантов и даров, которыми наделён человек, обнаруживается его стремление к истине. Это наблюдается не только на возвышенном уровне бытия, но и в обычной жизни. Достоверная информация, научные знания, правильное понимание отдельных явлений, умение наладить добрые отношения с людьми — всё это признаётся человеком ценностями, которыми необходимо овладеть. Как противоположность — ложь, заблуждения, ошибки, невежество, обман, несправедливость, их нужно избегать, чтобы не погибнуть физически и духовно. Как правило, люди обращают внимание на опасность только с одной стороны, чтобы не принять ложь под видом правды, но таковая есть и со стороны противоположной, можно не принять истину, засомневавшись в ней, не поверив в неё, посчитав её обманом. Христианство предлагает человеку истины возвышенные, непостижимые, призывая его поверить в то, что лежит за границами его опыта и порой кажется ему совершенно невероятным. но справедливо ли признать это основание достаточным для неверия? Ограниченность человеческого познания приводит к необходимости согласиться, что не всё, кажущееся невероятным, таковое в действительности. именно поэтому христианин, исповедуя свою веру в непостижимость Бога, в невидимый ангельский мир, в грядущее воскресение мёртвых, не смущается отсутствием рационального объяснения этих истин, а принимает их сердцем как сверхъестественное откровение, превышающее его разумение.

Скачать Дамаскин №3(15)2010

Дамаскин №2(14)2010

Христиане называют Бога Подателем жизни, признавая тем самым всецелую зависимость от Него мира и человека. Можно сказать, что мир существует потому, что существует Бог. Всё необходимое для бытия человека — пища, вода, одежда, воздух, тепло, свет и сама жизнь — в понимании христианина есть дар Божий, а естественный ответ при получении подарка — благодарность. Это чувство становится качеством души того, кто имеет живую связь с Богом, кто в пении птиц, красоте заката, благоухающем цветке и ласкающем ветерке видит признание в любви Бога — человеку. Не случайно центральным священнодействием Церкви является Евхаристия — таинство благодарения, и всякий причащающийся святых Христовых Тайн вступает в полноту соборной благодарности и осознаёт себя сыном Небесного Отца, щедрого и многомилостивого. Там, где глаза неверующего видят лишь объект, явление, продукт, цепочку случайностей, христианин усматривает чудо, дар, красоту, творение Высшего Разума, для него каждый элемент этого мира вызывает восхищение, содержит тайну, зовёт к творческому поиску. От атеиста его отличает ещё очень важное обстоятельство: он не испытывает одиночества. Его окружают не слепые враждебные стихии, которые нужно обуздывать, чтобы выжить, не холодное равнодушие мёртвой безумной материи, готовой его поглотить, а Божий мир, сотворённый руками любящего и заботливого Отца, дарующего человеку полноту вечной жизни.
Четыре номера нашего журнала с начала года мы решили посвятить четырём стихиям — в их буквальном, символическом и духовном значениях, — памятуя слова молитвы: «Ты от четырех стихий тварь сочинивый...». Этот выпуск посвящается стихии водной....

Скачать Дамаскин №2(14)2010

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть