Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Журнал «Дамаскин»

Дамаскин №3(25)2013

Религиозная вера естественным образом предполагает и согласную с ней религи-озную жизнь. Усилия человека, направленные на установление общения с Богом,открывают перед ним возможность приобрести религиозный опыт, включающий в себя молитву, аскетические упражнения, духовные прозрения и переживания. Вера атеистическая, в отличие от веры религиозной, статична и слепа. Её дог-матом является утверждение, что Бога нет, и здесь не может быть положительного опыта, такая вера не зовёт человека в путь, не предлагает поиска, не обещает прозрений и обретения истины. Слепая вера в безбожие, вечную смерть за гробом и временную жизнь без смысла — удел последователей атеизма. Религиозный опыт человечества, как показывают история и современность, весьма разнообразен и по своей направленности, и по своей глубине. Его нельзя свести к одной духовной реальности, но сам факт его существования по крайней мере свидетельствует о двух вещах: заложенной в человека потребности Бога.

Скачать Дамаскин №3(25)2013

Дамаскин №2(24)2013

«Человек верит в Бога, а во что верит Бог?» — однажды спросили митрополита Антония Сурожского. «Бог верит в человека», — ответил он. Действительно, Творец, наделивший Свой образ свободой, терпеливо ждёт, когда человек услышит Его голос в своём сердце, примет данное ему Откровение, возрастит веру и обретёт вечную жизнь. Всё Священное Писание пронизано этой верой Бога в человека, ради которого Он Сам становится человеком, чтобы сделать его богом. Библейские книги на протяжении тысячелетий сохраняют неоскудевающую духовную силу, способную необъяснимым образом воздействовать на сердца и умы людей, принадлежащих к разным народам, культурам, социальным сообществам. Наше время — не исключение. Многие наши современники пришли к Богу, услышав или прочитав слова Писания, которые открыли им истину и помогли изменить жизнь. Тема настоящего номера журнала — Библия, её место и значение в жизни отдельных людей и всей Церкви.

Скачать Дамаскин №2(24)2013

Дамаскин №1(23)2013

Нравственный закон в человеке, наравне со звёздным небом над головой, более всего восхищал некогда Иммануила Канта. Действительно, способность различать добро и зло, стремиться к истине и справедливости заложена Богом в природу человека. Но грех первых людей расколол эту природу, внёс в неё расстройство и противоречие, подчинил себе, как господин раба. Жалко и бессмысленно выглядят попытки тех, кто желает построить общество всеобщего благоденствия, где основами жизни были бы справедливость и добро, прибегнув при этом к революции, насилию, принуждению, устрашению. Не спасает и обличение, общественное осуждение, предание гласности преступлений, беззаконий и всяких гнусностей отдельных людей. У «мира сего» и христианства обнаруживается совершенно разное понимание, как самой правды, так и борьбы за её торжество. Для безбожника правда абстрактна и относительна, для христианина — конкретна и личностна, она есть Бог, и приобщение к Нему означает усвоение правды — подлинной и спасительной, дающей успокоение и на земле, и в вечности.

Скачать Дамаскин №1(23)2013

Дамаскин №3(22)2012

В год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года она приобретает особую актуальность. Уже нет в живых очевидцев тех трагических событий, но есть книги и документы, картины и реликвии, храмы и памятники, — свидетели истории, помогающие сохранить связь поколений, и не забыть славного прошлого, его подвижников и героев.
Бог наделил человека уникальной способностью — помнить прошлое. Благодаря ней он хранит и передает знания и опыт, кается в своих грехах, продолжает любить тех, кого уже нет на этой земле. История народа, живущая в памяти потомков, учит сменяющие друг друга поколения правде жизни, предохранить их от трагических ошибок, передать их духовные и материальные ценности.

Скачать Дамаскин №3(22)2012

Дамаскин №2(21)2012

Иерусалим, Афон, Валаам, Соловки, Дивеево... Для православного христианина эти наименования наполнены особым духовным содержанием, ибо обозначают места, обладающие удивительной притягательной силой, влекущей верующую душу к соприкосновению с Царствием Божиим. Оно отобразилось там и в древних каменистых стенах, и в живых душах подвизающихся людей. Христиане верят в вездесущего Бога и поклоняются Ему на всяком месте в духе и истине, но, сознавая собственную ограниченность и духовную слабость, зачастую стремятся туда, где «небо ближе». Это явление именуется паломничеством. О нём пойдёт речь в основных материалах очередного номера журнала «Дамаскин».

Скачать Дамаскин №2(21)2012

Дамаскин №1(20)2012

Современный человек обнаруживает, что мир, в котором он живёт, весьма многообразен. Народы, языки, культуры, флора и фауна: всё это в совокупности представляет собой удивительный калейдоскоп, являющий наблюдателю сложный, но, в целом, гармоничный рисунок, каждый элемент которого имеет своё место и значение. Неразумно спрашивать: кто лучше — китаец или араб; что красивее — русский хоровод или осетинская лезгинка, что важнее — латынь или иврит. Всё это имеет свою ценность, красоту, важность, а значит и необходимость в Божием замысле о мире. Можно ли то же самое сказать и о религиях, их также немало; они разные и по содержанию, и по ритуалам, по древности и количеству приверженцев. Как они соотносятся с той абсолютной Истиной, к Которой апеллируют? Этой теме посвящены материалы центральной рубрики нашего журнала — ≪Живой опыт в живых словах≫. О межрелигиозных отношениях, проповеди христианства в среде иноверцев, поиске истины в разных религиозных учениях рассуждают авторы других статей, размещённых на страницах семинарского издания.

Скачать Дамаскин №1(20)2012

Дамаскин №3(19)2011

Молодость нельзя признать характеристикой исключительно возрастной, это понятие содержит в себе и нечто, относящееся к духовному миру человека и его внутреннему состоянию. К присущим молодости беспечности, подвижности, весёлости, влюбчивости и максимализму можно добавить такие важные черты, как поиск смысла жизни и стремление к духовным ценностям, желание обрести верные мировоззренческие ориентиры и получить необходимые знания. У Православной Церкви есть ответы на запросы юной души, она готова поделиться своим богатым опытом. То, что принято называть молодёжными проблемами, не чуждо людям Церкви, ибо многие из них и есть, собственно, молодёжь. Взгляд на православную общину как на сообщество древних старушек безнадёжно устарел, и размышления о миссии среди молодых людей, молодёжном служении и искушениях молодости, которым необходимо противостоять, в настоящее время весьма актуальны. Материалы на эту тему представлены в основных рубриках нового выпуска нашего журнала.

Скачать Дамаскин №3(19)2011

Дамаскин №2(18)2011

Журнал «Дамаскин» в этом номере приглашает читателя оглянуться назад и поразмышлять над тем, что же произошло с Церковью за 20-летний период ее развития в условиях свободы и куда «Церковный корабль» будет двигаться дальше.

Первый и главный материал на эту тему — «Двадцать лет религиозной свободы: между прошлым и будущим» преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника Максима Антоненко. Отец Маским подводит итоги 20-летнего юбилея возрождения в нашей стране Церкви. Автор статьи рассуждает о том, как в эти годы развивалась Церковь, рассматривает важнейшие события в ее жизни, внутренние организующие процессы и основные соборные решения Церкви, концептуальные документы, выражавшие официальную церковную позицию в отношении злободневных вопросов современности.

Размышления  о том, как в новых условиях религиозной свободы, возродить Церковь не только в количественных параметрах, но  и усилить ее влияние на судьбу каждой отдельной личности продолжаются в интервью с профессором Свято-Филаретовского православного института, заведующим кафедрой катехетики и гомилетики, богословских дисциплин и литургики Давидом Мкртичевичем Гзгзяном. Материал называется: «Без духовного поиска Христа не обретают».
Тему номера продолжает рубрика «Фотолетопись», которая предлагает читателям убедиться в изменениях, произошедших в жизни Русской Православной Церкви за два последних десятилетия на примере Дивеевского Свято-Троицкого женского монастыря.
В этом номере журнал публикует часть воспоминаний священника Сергия Лебедева, уроженца села Выксы, предки которого близко знали Пушкина и находились под духовным окормлением прп. Старца Варнавы Гефсиманского. Автор воспоминаний живо и ярко рисует картину быта и жизни духовных учебных заведений Российской империи конца XIX века, в том числе Нижегородской семинарии. Материал снабжен богатым фотоматериалом из семейного и музейных архивов.
Глубокие размышления о взаимоотношениях церковной и светской власти на протяжении всей человеческой истории, начиная со времен Священной Римской империи, затем Византийской и заканчивая Российской, можно найти в статье кандидата философских наук преподавателя НДС Даниила Викторовича  Семикопова «Священство и Царство». 
Рубрика «Литературные страницы» знакомит читателя с творчеством нижегородского писателя Владимира Морева. Журнал публикует его рассказ «На ерша».

Скачать Дамаскин №2(18)2011

Дамаскин №1(17)2011

Четыре последних номера журнала «Дамаскин», включая настоящий, посвящались темам, связанным, так или иначе, с четырьмя стихиями мира: огнём, водой, воздухом и землёй. В Священном Писании о земле говорится в первых стихах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Из праха земного  Господь создаёт и первого человека Адама, имя которого переводится как «взятый от земли». Именно туда — в землю — ему надлежало возвратиться, как согрешившему и потерявшему возможность жить вечно с Богом. Земля с тех пор становится вместилищем мертвецов, могилой человечества, неумолимо зовущей в свои недра всех рождённых на ней. Так было бы вечно, если бы не Воскресение Христа, победившего Своею смертию смерть и положившего начало всеобщему воскресению мёртвых. В свете Новозаветной Пасхи земля теряет мрачную тень смерти и приобщается к таинству воскресения, преображения и вечной жизни.

Скачать Дамаскин №1(17)2011

Дамаскин №4(16)2010

Признание неким сообществом христиан какого-либо святого своим покровителем не означает только соборного возношения к нему молитвенных прошений о собственных нуждах и помощи в житейских делах, но и через изучение его жизни и писаний приобщение к духовному опыту спасения во Христе, который приобрел этот подвижник благочестия, когда жил на земле. Таковым небесным покровителем для Нижегородской духовной семинарии является преподобный Иоанн Дамаскин — великий отец и учитель Церкви. Ему посвящен очередной тематический номер семинарского журнала. Авторы представленных статей рассматривают жизнь, творчество и богословское наследие преподобного Иоанна, размышляют о значении его вклада в сокровищницу христианской мысли и о влиянии его трудов на развитие церковной гимнографии и православного богословия в последующие века.

Скачать Дамаскин №4(16)2010

Дамаскин №3(15)2010

Среди многочисленных способностей, талантов и даров, которыми наделён человек, обнаруживается его стремление к истине. Это наблюдается не только на возвышенном уровне бытия, но и в обычной жизни. Достоверная информация, научные знания, правильное понимание отдельных явлений, умение наладить добрые отношения с людьми — всё это признаётся человеком ценностями, которыми необходимо овладеть. Как противоположность — ложь, заблуждения, ошибки, невежество, обман, несправедливость, их нужно избегать, чтобы не погибнуть физически и духовно. Как правило, люди обращают внимание на опасность только с одной стороны, чтобы не принять ложь под видом правды, но таковая есть и со стороны противоположной, можно не принять истину, засомневавшись в ней, не поверив в неё, посчитав её обманом. Христианство предлагает человеку истины возвышенные, непостижимые, призывая его поверить в то, что лежит за границами его опыта и порой кажется ему совершенно невероятным. но справедливо ли признать это основание достаточным для неверия? Ограниченность человеческого познания приводит к необходимости согласиться, что не всё, кажущееся невероятным, таковое в действительности. именно поэтому христианин, исповедуя свою веру в непостижимость Бога, в невидимый ангельский мир, в грядущее воскресение мёртвых, не смущается отсутствием рационального объяснения этих истин, а принимает их сердцем как сверхъестественное откровение, превышающее его разумение.

Скачать Дамаскин №3(15)2010

Дамаскин №2(14)2010

Христиане называют Бога Подателем жизни, признавая тем самым всецелую зависимость от Него мира и человека. Можно сказать, что мир существует потому, что существует Бог. Всё необходимое для бытия человека — пища, вода, одежда, воздух, тепло, свет и сама жизнь — в понимании христианина есть дар Божий, а естественный ответ при получении подарка — благодарность. Это чувство становится качеством души того, кто имеет живую связь с Богом, кто в пении птиц, красоте заката, благоухающем цветке и ласкающем ветерке видит признание в любви Бога — человеку. Не случайно центральным священнодействием Церкви является Евхаристия — таинство благодарения, и всякий причащающийся святых Христовых Тайн вступает в полноту соборной благодарности и осознаёт себя сыном Небесного Отца, щедрого и многомилостивого. Там, где глаза неверующего видят лишь объект, явление, продукт, цепочку случайностей, христианин усматривает чудо, дар, красоту, творение Высшего Разума, для него каждый элемент этого мира вызывает восхищение, содержит тайну, зовёт к творческому поиску. От атеиста его отличает ещё очень важное обстоятельство: он не испытывает одиночества. Его окружают не слепые враждебные стихии, которые нужно обуздывать, чтобы выжить, не холодное равнодушие мёртвой безумной материи, готовой его поглотить, а Божий мир, сотворённый руками любящего и заботливого Отца, дарующего человеку полноту вечной жизни.
Четыре номера нашего журнала с начала года мы решили посвятить четырём стихиям — в их буквальном, символическом и духовном значениях, — памятуя слова молитвы: «Ты от четырех стихий тварь сочинивый...». Этот выпуск посвящается стихии водной....

Скачать Дамаскин №2(14)2010

Дамаскин №1(13)2010

Пытаясь разгадать тайну мироздания, люди с древних времён старались найти первоосновы созерцаемого ими мира и через это познать сущность бытия. Античная философия усматривает таковые первоосновы в четырёх веществах — огне, воде, воздухе и земле, каждое из которых было в некотором роде тайной в себе и одновременно условием существования человека. Образы четырёх стихий мира обнаруживаются нами и в библейских текстах, где данные понятия употребляются как в прямом, так и в переносном смысле. Святоотеческая мысль, находившаяся в первые века христианства под сильным влиянием эллинской философии, не отвергла представления о четырёх стихиях как первоосновах тварного физического бытия. Об этом, в частности, писал преподобный Иоанн Дамаскин в своём знаменитом труде «Точное изложение православной веры». Представления современного человека об устройстве окружающего его мира значительно отличаются от тех, какими обладал преподобный Иоанн. Но справедливости ради нужно заметить, что те представления не были примитивными. За одиннадцать веков до открытия Ньютоном закона всемирного тяготения богослов из Дамаска написал поразительные слова: «Утвердивый на ничесом же землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую». Естественные науки сегодня многое могут поведать и об огне, и о воде, им известно, что есть земля и из чего состоит воздух, но человеку свойственно мыслить образно, и он не довольствуется только прямым значением слов, а употребляет их зачастую и как символы, указующие на то, что превыше естества. Спектр значений слова «огонь» (а мы именно его избрали основной темой настоящего номера журнала) достаточно широк, но одно из них в новозаветном богословском контексте соответствует силе христианской проповеди. Огнём проповеди зажигается лампада веры в душе внимающего глаголам вечной жизни. Она попаляет тернии прегрешений и зовёт к сиянию Божественного света. Что есть проповедь о Христе в третьем тысячелетии от Его Рождества и способны ли её глаголы доныне «жечь сердца людей»? Об этом, и не только об этом, пойдёт речь на страницах очередного выпуска журнала «Дамаскин».

Скачать Дамаскин №1(13)2010

Дамаскин №3(12)2009

Тема номера - проблема истинной и мнимой свободы в современном обществе.
Всемогущество Божие отображается в человеке мерой его могущества и даром свободы. Так что же такое свобода в современном мире? Именно этой теме посвящен № 3 (12) журнала Нижегородской духовной семинарии «Дамаскин».
В рубрике «Живой опыт в живых словах» собеседники «Дамаскина» размышляют о свободе истинной и мнимой, проявляющейся в различных сферах человеческой деятельности. На страницах журнала свое мнение об этой проблеме высказывают преподаватель НДС священник Максим Антоненко, завкафедрой конституционного и муниципального права профессор Евгений Головин («Цена свободы совести»), иконописец мастерской «Традиция» Александро-Невского кафедрального собора Николай Сметанин («Свобода выразить истину»).

В русле подобных рассуждений стоят и материалы рубрики «Перо в руках семинариста»: статьи «Консерватизм и либерализм в Церкви», «Святость по-прежнему актуальна». Практически все они содержат общий вывод: по-настоящему свободен не тот, кто имеет возможность выбирать, а тот, кто из раза в раз делает правильный выбор, имея возможность и способность отличать истину от заблуждения, добро от зла, реальность от иллюзий.

Подлинная духовность предполагает глубоко личную связь человека с Богом.
Тема общечеловеческой свободы или несвободы, согласно концепции номера, перетекает в конкретный вопрос: насколько свободен (или несвободен) священнослужитель. В рубрике «Овцы и пастыри» приводятся рассуждения на эту тему молодого ректора Выксунского духовного училища иерея Дионисия Краснопёрова. Материал «Священство: не специальность, а образ жизни» интересен еще и тем, что за относительно короткое время отец Дионисий прошел путь от студента духовной школы до ее руководителя. Как изменились его взгляды, суждения по тем или иным вопросам, оценки происходящих явлений?

В рубрике «Церковное искусство» выделяется материал о художниках-керамистах Валерии и Екатерине Гришиных, создателях уникальных керамических икон, ставших неотъемлемой частью старинных и новых храмовых ансамблей. Примечательно, что их творческий путь во многом отразил духовные поиски России на рубеже XX-XXI веков.
Рубрика «Начала премудрости» рассказывает о содержании дисциплин, преподаваемых в Нижегородской духовной семинарии. На этот раз речь пойдет о латыни – языке древнем, но до сих пор активно используемом.

Скачать Дамаскин №3(12)2009

Дамаскин №2(11)2009

Главная тема номера 2 (11) – жестокость и милосердие. «Человек более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком… Оно есть признак Божества. Будьте милосердны, как Отец ваш». Так пишет святитель Иоанн Златоуст в своей 52-ой беседе на Евангелие от Матфея.

Собеседники «Дамаскина» — преподаватель предмета «Основы православной культуры» в средней общеобразовательной школе № 30 Нижнего Новгорода Елена Богданова, педагог организатор детского дома поселка Васильсурск Нижегородской области Маргарита Ширяева. Как сохранить в себе человечность в нечеловеческих условиях? Об этом на страницах «Дамаскина» рассуждают заместитель начальника службы криминальной милиции ГУВД по Советскому району Нижнего Новгорода, подполковник Геннадий Мацегора, настоятель церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде священник Александр Михайлов, помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой, преподаватель НДС священник Евгений Панюшкин, проректор по учебной работе НДС, доцент, главный редактор журнала «Дамаскин» протоиерей Александр Мякинин.

 Остальная часть журнала посвящена внутренней – экзаменационной и культурно-просветительской жизни Нижегородской семинарии. В рубрике «От лет древних» студент V курса Нижегородской духовной семинарии Антон Белянин подготовил обзорный материал «Семинария накануне революции».

В разделе «Разрывы и связи» с точки зрения богословия, литературоведения и философии рассматривается тема «невидимой брани» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Скачать Дамаскин 2(11)2009

Дамаскин №1(10)2009. Тема номера "Правда и ложь".

Во время совершения таинства Крещения священник задаёт вопрос стоящему перед купелью христианину: «Отрицаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» И крещающийся — или сам, или его крестный, если крестят младенца, — отвечает: «Отрицаюсь». «Сочетаешься ли ты со Христом?» — вопрошает далее священник. «Сочетаюсь» — отвечает крещающийся. Апостол Пётр называет крещение «обещанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21), то есть началом новой духовной жизни в её нравственном измерении, где в силу принятого обета неизменно присутствует понятие долга избирать правду и отвергать ложь, утверждаться в добродетели и бороться со грехом, стремиться к добру и отвращаться зла. Прислушиваясь к голосу совести и просвещая свой ум светом Божественной истины, христианин прокладывает курс своего корабля между рифами соблазнов и искушений в волнах житейского моря, направляя его к тихой пристани спасения. В этом плавании очень важно всегда делать правильный выбор, разумно ограничивать свою свободу и оставаться верным избранному курсу. Вот почему в христианской литературе и в древности, и в настоящее время так много размышлений о нравственном образе жизни и достижении праведности. Мирским людям порой это кажется скучным, а для человека веры — это вопросы жизни и смерти, и для него они не могут потерять своей актуальности никогда.

Скачать Дамаскин №1(10)2009

Дамаскин №4(9)2008

Идея избранничества проходит красной нитью через богодухновенные книги Священного Писания, особенно ветхозаветной его части. Для сохранения истинной веры Бог избирает еврейский народ, для проповеди Евангелия — апостолов, для служения Церкви — пастырей и учителей.

Обыкновенный православный священник, наш современник, казалось бы, человек почти во всём такой же, как и все, — избранник Божий, получивший свыше благодатные дары и власть духовную. Но все эти богоданные преимущества — не причина для гордости и превозношения, но огромная ответственность, ибо Бог избирает народы и отдельных людей не за что‑то, а для чего‑то, для исполнения особой миссии, служения, послушания. Благо, если воля Божия будет исполнена, и горе, если избранничество не оправдается.

Еврейский народ был богоизбранным, а стал богоотверженным, Иуду Искариотского призвал Сам Христос, но тот, видевший чудеса, слышавший проповеди, прикасавшийся к Богу, пришедшему во плоти, продал Его и окончил жизнь самоубийством. Господь и ныне избирает Себе служителей, стучится в юные сердца и зовёт к подвигу, но откликнувшимся на призыв святость не даётся даром и духовность не прилагается по должности, это нужно стяжать, таланты приумножать, грехи побеждать, чтобы в конце жизненного пути услышать глас Небесного Отца: «Благой раб и верный, войди в радость Господа твоего».

Скачать Дамаскин №4(9)2008

Дамаскин №3(8)2008

Большинство молодых людей, приближаясь к 18-летнему возрасту, определяют своё отношение к предстоящей воинской службе.

Среди тех, кто идёт в армию по призыву, далеко не все делают это с горячим желанием и ожиданием новой интересной жизни. Но в той или иной мере осознание долга перед Родиной, намерение утвердить своё мужское достоинство и возможность через преодоление суровых испытаний приобрести ценный житейский опыт влияют на их положительное решение в отношении армейского вопроса. Таковые, как правило, считают для себя унизительным скрываться от военкомата, откупаться или измышлять несуществующие болезни для получения «законной» отсрочки, поэтому, не взирая на грядущие сложности, тяготы и даже возможные опасности, они идут и выполняют свой воинский долг.

Некоторые, наоборот, испытывают панический ужас при слове «призыв» и полагают, что достойным ответом на него должно быть слово «отмазка». В их глазах только лишившийся ума может согласиться служить при возмож-ности «откосить».

Другие юноши находят иное объяснение своему нежеланию идти в армию. Они говорят: «Я бы согласился послужить, если бы армия была другой, если бы в ней не было жестокости, насилия, муштры, унижений и прочих негативных явлений».

Наконец, находятся и такие, кто объясняет свой категорический отказ от срочной службы возможностью принести больше пользы стране в другом качестве.

Церковь, как известно, воинский долг всегда считала священным, и немало подвизавшихся в ратном деле причислила к лику святых. Об этом свидетельствует церковная история, отчасти определяя и церковную современность.
В семинарии учатся молодые люди призывного возраста, среди них есть студенты, у кого армия уже за плечами, а в армии есть солдаты, у которых за плечами семинария.

Мы решили поговорить на армейскую тему с отслужившими, служащими и готовящимися к солдатской службе семинаристами и попытаться выяснить их мнения о службе в рядах Российской Армии.

Скачать Дамаскин №3(8)2008

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть