Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Журнал «Дамаскин»

Дамаскин №1(13)2010

Пытаясь разгадать тайну мироздания, люди с древних времён старались найти первоосновы созерцаемого ими мира и через это познать сущность бытия. Античная философия усматривает таковые первоосновы в четырёх веществах — огне, воде, воздухе и земле, каждое из которых было в некотором роде тайной в себе и одновременно условием существования человека. Образы четырёх стихий мира обнаруживаются нами и в библейских текстах, где данные понятия употребляются как в прямом, так и в переносном смысле. Святоотеческая мысль, находившаяся в первые века христианства под сильным влиянием эллинской философии, не отвергла представления о четырёх стихиях как первоосновах тварного физического бытия. Об этом, в частности, писал преподобный Иоанн Дамаскин в своём знаменитом труде «Точное изложение православной веры». Представления современного человека об устройстве окружающего его мира значительно отличаются от тех, какими обладал преподобный Иоанн. Но справедливости ради нужно заметить, что те представления не были примитивными. За одиннадцать веков до открытия Ньютоном закона всемирного тяготения богослов из Дамаска написал поразительные слова: «Утвердивый на ничесом же землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую». Естественные науки сегодня многое могут поведать и об огне, и о воде, им известно, что есть земля и из чего состоит воздух, но человеку свойственно мыслить образно, и он не довольствуется только прямым значением слов, а употребляет их зачастую и как символы, указующие на то, что превыше естества. Спектр значений слова «огонь» (а мы именно его избрали основной темой настоящего номера журнала) достаточно широк, но одно из них в новозаветном богословском контексте соответствует силе христианской проповеди. Огнём проповеди зажигается лампада веры в душе внимающего глаголам вечной жизни. Она попаляет тернии прегрешений и зовёт к сиянию Божественного света. Что есть проповедь о Христе в третьем тысячелетии от Его Рождества и способны ли её глаголы доныне «жечь сердца людей»? Об этом, и не только об этом, пойдёт речь на страницах очередного выпуска журнала «Дамаскин».

Скачать Дамаскин №1(13)2010

Дамаскин №3(12)2009

Тема номера - проблема истинной и мнимой свободы в современном обществе.
Всемогущество Божие отображается в человеке мерой его могущества и даром свободы. Так что же такое свобода в современном мире? Именно этой теме посвящен № 3 (12) журнала Нижегородской духовной семинарии «Дамаскин».
В рубрике «Живой опыт в живых словах» собеседники «Дамаскина» размышляют о свободе истинной и мнимой, проявляющейся в различных сферах человеческой деятельности. На страницах журнала свое мнение об этой проблеме высказывают преподаватель НДС священник Максим Антоненко, завкафедрой конституционного и муниципального права профессор Евгений Головин («Цена свободы совести»), иконописец мастерской «Традиция» Александро-Невского кафедрального собора Николай Сметанин («Свобода выразить истину»).

В русле подобных рассуждений стоят и материалы рубрики «Перо в руках семинариста»: статьи «Консерватизм и либерализм в Церкви», «Святость по-прежнему актуальна». Практически все они содержат общий вывод: по-настоящему свободен не тот, кто имеет возможность выбирать, а тот, кто из раза в раз делает правильный выбор, имея возможность и способность отличать истину от заблуждения, добро от зла, реальность от иллюзий.

Подлинная духовность предполагает глубоко личную связь человека с Богом.
Тема общечеловеческой свободы или несвободы, согласно концепции номера, перетекает в конкретный вопрос: насколько свободен (или несвободен) священнослужитель. В рубрике «Овцы и пастыри» приводятся рассуждения на эту тему молодого ректора Выксунского духовного училища иерея Дионисия Краснопёрова. Материал «Священство: не специальность, а образ жизни» интересен еще и тем, что за относительно короткое время отец Дионисий прошел путь от студента духовной школы до ее руководителя. Как изменились его взгляды, суждения по тем или иным вопросам, оценки происходящих явлений?

В рубрике «Церковное искусство» выделяется материал о художниках-керамистах Валерии и Екатерине Гришиных, создателях уникальных керамических икон, ставших неотъемлемой частью старинных и новых храмовых ансамблей. Примечательно, что их творческий путь во многом отразил духовные поиски России на рубеже XX-XXI веков.
Рубрика «Начала премудрости» рассказывает о содержании дисциплин, преподаваемых в Нижегородской духовной семинарии. На этот раз речь пойдет о латыни – языке древнем, но до сих пор активно используемом.

Скачать Дамаскин №3(12)2009

Дамаскин №2(11)2009

Главная тема номера 2 (11) – жестокость и милосердие. «Человек более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком… Оно есть признак Божества. Будьте милосердны, как Отец ваш». Так пишет святитель Иоанн Златоуст в своей 52-ой беседе на Евангелие от Матфея.

Собеседники «Дамаскина» — преподаватель предмета «Основы православной культуры» в средней общеобразовательной школе № 30 Нижнего Новгорода Елена Богданова, педагог организатор детского дома поселка Васильсурск Нижегородской области Маргарита Ширяева. Как сохранить в себе человечность в нечеловеческих условиях? Об этом на страницах «Дамаскина» рассуждают заместитель начальника службы криминальной милиции ГУВД по Советскому району Нижнего Новгорода, подполковник Геннадий Мацегора, настоятель церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде священник Александр Михайлов, помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой, преподаватель НДС священник Евгений Панюшкин, проректор по учебной работе НДС, доцент, главный редактор журнала «Дамаскин» протоиерей Александр Мякинин.

 Остальная часть журнала посвящена внутренней – экзаменационной и культурно-просветительской жизни Нижегородской семинарии. В рубрике «От лет древних» студент V курса Нижегородской духовной семинарии Антон Белянин подготовил обзорный материал «Семинария накануне революции».

В разделе «Разрывы и связи» с точки зрения богословия, литературоведения и философии рассматривается тема «невидимой брани» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Скачать Дамаскин 2(11)2009

Дамаскин №1(10)2009. Тема номера "Правда и ложь".

Во время совершения таинства Крещения священник задаёт вопрос стоящему перед купелью христианину: «Отрицаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» И крещающийся — или сам, или его крестный, если крестят младенца, — отвечает: «Отрицаюсь». «Сочетаешься ли ты со Христом?» — вопрошает далее священник. «Сочетаюсь» — отвечает крещающийся. Апостол Пётр называет крещение «обещанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21), то есть началом новой духовной жизни в её нравственном измерении, где в силу принятого обета неизменно присутствует понятие долга избирать правду и отвергать ложь, утверждаться в добродетели и бороться со грехом, стремиться к добру и отвращаться зла. Прислушиваясь к голосу совести и просвещая свой ум светом Божественной истины, христианин прокладывает курс своего корабля между рифами соблазнов и искушений в волнах житейского моря, направляя его к тихой пристани спасения. В этом плавании очень важно всегда делать правильный выбор, разумно ограничивать свою свободу и оставаться верным избранному курсу. Вот почему в христианской литературе и в древности, и в настоящее время так много размышлений о нравственном образе жизни и достижении праведности. Мирским людям порой это кажется скучным, а для человека веры — это вопросы жизни и смерти, и для него они не могут потерять своей актуальности никогда.

Скачать Дамаскин №1(10)2009

Дамаскин №4(9)2008

Идея избранничества проходит красной нитью через богодухновенные книги Священного Писания, особенно ветхозаветной его части. Для сохранения истинной веры Бог избирает еврейский народ, для проповеди Евангелия — апостолов, для служения Церкви — пастырей и учителей.

Обыкновенный православный священник, наш современник, казалось бы, человек почти во всём такой же, как и все, — избранник Божий, получивший свыше благодатные дары и власть духовную. Но все эти богоданные преимущества — не причина для гордости и превозношения, но огромная ответственность, ибо Бог избирает народы и отдельных людей не за что‑то, а для чего‑то, для исполнения особой миссии, служения, послушания. Благо, если воля Божия будет исполнена, и горе, если избранничество не оправдается.

Еврейский народ был богоизбранным, а стал богоотверженным, Иуду Искариотского призвал Сам Христос, но тот, видевший чудеса, слышавший проповеди, прикасавшийся к Богу, пришедшему во плоти, продал Его и окончил жизнь самоубийством. Господь и ныне избирает Себе служителей, стучится в юные сердца и зовёт к подвигу, но откликнувшимся на призыв святость не даётся даром и духовность не прилагается по должности, это нужно стяжать, таланты приумножать, грехи побеждать, чтобы в конце жизненного пути услышать глас Небесного Отца: «Благой раб и верный, войди в радость Господа твоего».

Скачать Дамаскин №4(9)2008

Дамаскин №3(8)2008

Большинство молодых людей, приближаясь к 18-летнему возрасту, определяют своё отношение к предстоящей воинской службе.

Среди тех, кто идёт в армию по призыву, далеко не все делают это с горячим желанием и ожиданием новой интересной жизни. Но в той или иной мере осознание долга перед Родиной, намерение утвердить своё мужское достоинство и возможность через преодоление суровых испытаний приобрести ценный житейский опыт влияют на их положительное решение в отношении армейского вопроса. Таковые, как правило, считают для себя унизительным скрываться от военкомата, откупаться или измышлять несуществующие болезни для получения «законной» отсрочки, поэтому, не взирая на грядущие сложности, тяготы и даже возможные опасности, они идут и выполняют свой воинский долг.

Некоторые, наоборот, испытывают панический ужас при слове «призыв» и полагают, что достойным ответом на него должно быть слово «отмазка». В их глазах только лишившийся ума может согласиться служить при возмож-ности «откосить».

Другие юноши находят иное объяснение своему нежеланию идти в армию. Они говорят: «Я бы согласился послужить, если бы армия была другой, если бы в ней не было жестокости, насилия, муштры, унижений и прочих негативных явлений».

Наконец, находятся и такие, кто объясняет свой категорический отказ от срочной службы возможностью принести больше пользы стране в другом качестве.

Церковь, как известно, воинский долг всегда считала священным, и немало подвизавшихся в ратном деле причислила к лику святых. Об этом свидетельствует церковная история, отчасти определяя и церковную современность.
В семинарии учатся молодые люди призывного возраста, среди них есть студенты, у кого армия уже за плечами, а в армии есть солдаты, у которых за плечами семинария.

Мы решили поговорить на армейскую тему с отслужившими, служащими и готовящимися к солдатской службе семинаристами и попытаться выяснить их мнения о службе в рядах Российской Армии.

Скачать Дамаскин №3(8)2008

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть