Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

История семинарии от основания до наших дней

Девяностые годы XX столетия стали судьбоносными для Русской Православной Церкви и вошли в ее историю как время бурного возрождения духовной жизни. После семи десятилетий гонений, насилия, порабощения, унижения, жесточайшего контроля со стороны атеистической власти внезапно всё изменилось, произошло то, о чем совсем недавно невозможно было и мечтать: Церковь получила право проповедовать, воссоздавать и строить храмы и монастыри, учить детей Закону Божию, издавать и распространять духовную литературу, открывать богословские учебные заведения.
 

На Нижегородской земле этот процесс проходил очень активно, народ истосковался по вере и жаждал подлинно духовной пищи. В 1993 году, после более чем 70-летнего перерыва, при Нижегородском Благовещенском монастыре открылось духовное училище, спустя два года преобразованное в духовную семинарию решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Первым ректором, строителем, организатором и духовным отцом на этом поприще Бог судил стать иеромонаху (ныне митрополиту) Кириллу (Покровскому). Его неутомимая энергия, творческое вдохновение и доброе искреннее отношение к людям помогли ему собрать вокруг себя группу энтузиастов, помощников, которые горячо взялись за организацию учебного процесса и преподавательскую работу.
 
Всё начиналось очень скромно, как и в 1721 году, когда архиепископ Питирим открывал в Нижнем Новгороде первую в России семинарию. В братском корпусе монастыря в единственной аудитории занималась первая группа студентов в количестве пятнадцати человек, здесь же располагалась и скудная библиотека. Этажом ниже было отведено место для общежития, рядом находилась крохотная трапезная. Многим тогда открытие Нижегородской семинарии казалось пустой затеей. Не все верили в ее будущее. Не было помещений, монастырское здание оставалось в ведении государственного учреждения «Нижегородлесхоз», отсутствовала материальная база, храм принадлежал раскольнической группировке, преподавательский состав был малочисленным, юридический статус духовного училища не определен. Но у начинателей была ревность, вера, надежда и желание служить Богу, и это помогло преодолеть многие трудности. Благовещенской обители, а вместе с ней и училищу, вначале был передан небольшой храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Руководством это было воспринято как знамение свыше. Ректор, он же настоятель монастыря, и инспектор учились в Московской духовной семинарии и академии – в Лавре преподобного Сергия. Там проходило время их духовного становления и роста, молитвенную помощь Преподобного они ощущали в те годы, не прекратилась она и теперь, и воспринималась как ответ на частые молитвы: «Поминай стадо, еже собрал еси мудре», «Не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие, преподобне, отче наш».
 
С передачей храма Русской Православной Церкви в ведение Нижегородской епархии, возглавляемой тогда митрополитом Николаем (Кутеповым), начались регулярные богослужения с участием воспитанников. Трудами ректора и преподавателя церковного пения Н. Е. Мякининой образовался и стал набирать силу мужской студенческий хор. Нельзя не назвать имен тех, кто принял на себя труд на ниве духовного образования.
 

Первый ректор Нижегородской семинарии – иеромонах (ныне епископ) Кирилл (Покровский), выпускник Московской и Софийской духовных академий, тогда настоятель Благовещенского монастыря; инспектор – диакон Александр Мякинин (ныне протоиерей); Николай Ильич Бараблин (ныне почивший в сане диакона); профессор Людмила Павловна Клименко; протоиерей Владимир Соловьев; священник Николай Горбатовский; священник Игорь Пчелинцев; игумен Василий (Донец); протоиерей Константин Минюхин; Наталья Евгеньевна Мякинина; доцент Александра Дмитриевна Кондратьева; доцент Людмила Петровна Суркова и другие. Бурно проходили первые педагогические советы, дискутировали, какой быть духовной школе, что необходимо предпринимать в первую очередь, чтобы ее рост проходил успешно и быстро.
 
В начальный период существования возрождавшейся семинарии большие усилия прилагались и к тому, чтобы заложить основу семинарской библиотеки, которая стала бы научно-богословской базой для полноценного обеспечения учебного процесса и исследовательской работы. Были налажены контакты с руководством областной библиотеки и начаты переговоры о передачи в фонды духовного училища дореволюционных изданий богословской литературы. Эти переговоры закончились успешно. Несколько тысяч томов было передано в библиотеку училища, а также подписано соглашение об открытии совместного читального зала, где студенты могли бы на определенный срок заказывать литературу, находившуюся в ведении областной библиотеки. Эти мероприятия позволили нижегородской духовной школе за короткий срок выйти на определенный уровень и заявить о себе как о серьезном учебном заведении.
После получения школой статуса духовной семинарии на нее обратили внимание светские вузы; преподавателей и студентов стали приглашать к участию в различных конференциях и семинарах.
 
В 1996 году возрожденная духовная школа Нижнего Новгорода отпраздновала 275-летие со времени своего основания. На торжества был приглашен председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии епископ (ныне архиепископ) Верейский Евгений. Торжественный акт проходил в зале Педагогического университета, учебного заведения, которое после революции расположилось в бывшем здании Нижегородской духовной семинарии.
Этот же 1996 год стал знаменательным для семинарии и в том, что ей была передана часть помещений учебно-производственного комбината, расположенного за стеной монастыря. Митрополиту Николаю и архимандриту Кириллу (ныне епископу) стоило огромных усилий добиться передачи здания, которое никогда не принадлежало Церкви. Через год, в 1997-м, духовная школа заняла это здание полностью.
 
В 1996 году был открыт сектор заочного обучения, где получили возможность учиться священнослужители Нижегородской и других епархий, не имевшие духовного образования.
 
Постепенно укреплялась учебно-методическая база духовной школы. Преподаватели разрабатывали свои программы, готовили учебные пособия, составляли хрестоматии и словари. Инициативная группа студентов по благословению священноначалия с 1996 года стала издавать студенческую газету «Семинарский листок», где помещались новости из жизни семинарии, печатались статьи преподавателей, работы студентов, интервью с интересными людьми.
 
С утверждением в должности проректора по воспитательной работе диакона (ныне священника) Илии Антонова больше порядка стало в организации несения послушаний воспитанниками, общей дисциплине духовной школы. Необходимость этой работы была вызвана быстрым увеличением, с каждым годом, количества учащихся. Требовалась и индивидуальная духовно-воспитательская работа со студентами, многие из которых не имели достаточного духовного опыта и поступали в семинарию после недавнего обращения к вере.
 

В 1997 году в Нижегородской семинарии состоялся первый выпуск. Из пятнадцати поступивших на первый курс духовного училища семинарию окончили только шесть человек. Кто-то был отчислен по собственному желанию, кто-то по решению руководства. Несколько студентов были рукоположены в священный сан в процессе учебы, они окончили семинарию заочно позднее. Шесть выпускников – казалось бы, не великий результат, но это были первенцы. Следующие выпуски насчитывали уже по двадцать-тридцать человек, но первые всегда останутся первыми.
 
В 1998 году в Русской Православной Церкви началась реформа духовного образования. Все семинарии преобразовывались в высшие учебные заведения и переходили на пятилетний курс обучения, по новым учебным планам. Вводился целый ряд дополнительных дисциплин, которые раньше преподавались в духовных академиях.
 
Нижегородская духовная семинария активно включилась в данный процесс. В конце 1998 года успешно было пройдено государственное лицензирование. Студенты первого курса тогда уже занимались по новой пятилетней программе.
Со временем значительно увеличилась преподавательская корпорация. Среди ее членов выросло число кандидатов богословия, специалистов в области филологии, истории, философии и других наук. Накапливался преподавательский опыт, который позволил поднять на качественно новый уровень знания студентов. Лучшие выпускники Нижегородской семинарии стали поступать в Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии для получения высшего богословского образования. Многие из них вернулись в аlta мater уже в новом качестве, как преподаватели, с ученой степенью кандидата богословия. Один из выпускников семинарии успешно окончил богословский факультет Афинского университета и трудится в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии.
 

В 2000 году состоялся первый выпуск студентов на заочном секторе. Митрополит Николай с особым чувством душевной теплоты вручал дипломы выпускникам в священном сане. И ему как правящему архиерею, и руководству, и преподавателям приятно было осознавать, что их труды не прошли даром, посеянное проросло и принесло добрые плоды.
 
С ростом числа студентов увеличивался и состав, и качество семинарского хора. Богослужения с его участием в Благовещенском соборе стали более торжественными. Уставное монастырское церковное пение привлекало в семинарский храм больше молящихся, особенно молодежи.
К 2000-летию христианства в разных городах Нижегородской области духовной семинарией были организованы конференции, носившие миссионерский характер. Они начинались выступлением сводного хора (в 60 человек) Нижегородской семинарии и Нижегородского епархиального женского духовного училища, под управлением преподавателя церковного пения Н. Е. Мякининой. Этот же хор организовывал концерты в детских домах, домах престарелых, воинских частях, открывал перед людьми небесную красоту святого православия. Рождественские концерты в Оперном театре и Гербовом зале Нижегородской ярмарки стали проходить непременно с участием хора духовных школ города.
 
Первый период в истории возрожденной Нижегородской духовной семинарии связан с именем ее опекуна, наставника, отца и духовного руководителя – митрополита Николая (Кутепова), ныне почившего. Незабываемы его торжественные службы, проникновенные проповеди, трогательные выступления на встречах со студентами и преподавателями, мудрые наставления перед началом учебного года, на выпусках и актовых днях. В июне 2001 года владыки Николая не стало. Овдовела Нижегородская епархия, с болью ощутила свое сиротство и духовная школа. Временно управляющим епархией был назначен архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). На этот момент пришелся юбилей 280-летия Нижегородской семинарии, но он был отпразднован достаточно скромно. На актовый день 17 декабря (память преподобного Иоанна Дамаскина) отец ректор возглавил праздничное богослужение, а вечером состоялся торжественный акт и духовный концерт. Поздравить преподавателей и студентов пришли руководители города и области, а также ректоры вузов Нижнего Новгорода и другие официальные лица. К тому времени в Нижегородской духовной семинарии обучалось уже сто пятьдесят студентов на стационаре и около двухсот священников на секторе заочного обучения. Преподавательская корпорация составляла сорок человек.
 
В начале 2002 года архиепископ Евгений был утвержден правящим архиереем Нижегородской епархии. Он начал строить большие планы по укреплению и благоустройству духовной школы. 25 сентября он встретился в актовом зале семинарии с преподавателями, возглавил ставленническую комиссию, на которую были приглашены десять студентов и выпускников, подавших прошения на рукоположение. Казалось, ничто не предвещало беды, все были полны добрых надежд и творческих настроений. Но Господь судил иначе. 11 октября 2002 года владыка Евгений скоропостижно скончался.
 

Юбилейный 2003 год открыл новую страницу в истории Нижегородской епархии в целом и духовной семинарии в частности. Решением Священного Синода на Нижегородскую кафедру был назначен епископ (ныне митрополит) Георгий (Данилов), бывший дотоле в сане архимандрита экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Семинария с радостью и надеждами встречала своего нового архипастыря. Он сразу взял ее под свое отеческое попечение. В июне состоялся первый выпуск студентов, прошедших пятилетний курс обучения и защитивших дипломные работы. Владыка возглавил праздничное богослужение, за которым совершил хиротонию во чтеца над всеми выпускниками. В августе того же 2003 года состоялись торжества в Дивееве и Сарове, посвященные 100-летию со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Преподаватели и студенты Нижегородской семинарии приняли в подготовке и проведении торжеств самое непосредственное участие.
 
 За лето епископ Георгий, на удивление всем, сумел осуществить капитальный ремонт здания духовной семинарии, улучшить бытовые условия студентов. Учащиеся оделись в семинарскую форму. Преподавателям была значительно увеличена заработная плата. По всем направлениям, будь то печатание учебных пособий, питание, воспитательная работа, организация учебного процесса, экономическая служба, – везде были проведены существенные преобразования. Духовная школа вышла на совершенно новый уровень жизни.

Все время своего архипастырства на Нижегородской земле митрополит Георгий уделяет значительное внимание духовной семинарии. Преобразование и качественное улучшение  жилищно-бытовых условий и учебного процесса за последние годы впечатляют.  Построен новый актовый зал (в котором проводятся конференции, встречи, торжественные мероприятия), отстроена и благолепно украшена трапезная, значительно улучшены условия проживания студентов. [650] В семинарии регулярно проводятся конференции, от регионального до международного уровня, выставки, встречи, приезжают именитые гости.

В 2013 году при Нижегородской духовной семианарии открыта магистратура по направлению «История религиозной философии». В магистратуре преподают церковные и светские специалисты с научными степенями докторов и кандидатов наук. Для всех студентов магистратуры реализована возможность параллельного обучения на философско-теологическом факультете Нижегородского государственного педагогического университета им. Косьмы Минина с получением диплома бакалавра государственного образца по специальности «теология». Студентам магистратуры предоставлены особые условия проживания, чтобы они имели возможность не отвлекаться от научной деятельности.

Рост и развитие духовной школы продолжается.

Издания о Нижегородской духовной семинарии:

Буклет о Нижегордской духовной семинарии

Нижегородская духовная семинария. Вехи истории

Работа с собранием митрополита Николая (Кутепова)

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть