Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Проректор Семинарии совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

3 марта 2014 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Первый проректор Нижегородской духовной семинарии митрофорный протоиерей Александр Мякинин совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в семинарском храме свт. Алексия, митрополита Московского. За богослужением пел хор Нижегородской семинарии под управлением Н.Е. Мякининой, молились преподаватели, сотрудники, студенты семинарии и прихожане храма.

Термин «канон» обозначает жанр богослужебных текстов, широко распространенный в литургической практике православных Церквей. Самый большой — Канон святого Андрея Критского. Он — полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них — до тридцати тропарей. Это поистине монументальный шедевр. Одна из ключевых особенностей Канона — обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая покаянные тропари, человек словно беседует сам с собою, со своей душой и совестью. Критский цикл — не просто вопль, это еще и попытка отрезвить свой ум и настроить его на покаянный лад. Для этого святой Андрей приводит примеры из Священного Писания — примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Примеры того, до каких глубин человек может пасть, и до каких высот вознестись. Примеры того, как грех может поработить душу, и как душа может одержать победу над грехом. Преподобный Андрей строит простую и ясную схему: Человек изначально создан Богом для радости и соучастия в Своем Божественном бытии. Он облек Адама и Еву в духовные благодатные одежды, одарил их различными талантами, поставил перед ними высокую цель богоподобия. Но человек, обманутый дьяволом, добровольно избирает другой путь — путь ухода от Бога и создания такого мира, в рамках которого Творцу попросту нет места. По прошествии некоторого времени, люди начинают понимать, к чему привело их своеволие, но что-либо изменить они уже не в силах, поскольку утратили те благодатные способности, которыми были наделены до падения. И теперь, находясь в падшем состоянии, человек взывает к своему Создателю: «Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих». Великий Канон пропитан слезами покаяния — подлинного, живого. Примечательно, что сам процесс духовного преобразования человека Андрей Критский мыслит в категориях, далеких от понятий «вины», «воздаяния» или «наказания». Плач души, гениально сформулированный автором Канона, содержит в большей мере не слово «прости», а слова «исцели», «очисти», «исправь», потому что восточная традиция всегда понимала одну страшную истину: Сколько бы ни исходило из уст Божьих формальное прощение, но без ликвидации греховной поврежденности человеческой природы, без устранения той самой «наготы» и «безобразия», о которых и говорит преподобный Андрей, невозможно настоящее спасение человека. Канон прп. Андрея Критского читается два раза в посту — в первую и пятую седмицу. Первый раз он словно напоминает нам о том, чем же на самом деле является покаяние в понимании святых отцов, а во второй раз — ближе к Страстной — верующим дается возможность сравнить: к чему они шли, и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного подвига. Покаяние, по мысли создателя Канона, не статическое самосозерцание и самобичевание, а активное делание, путешествие, в котором возможно только одно направление — вперед и вверх, к Богу.

[629]

Размышления о Каноне приводятся по материалам статьи http://www.foma.ru/o-kanone-andreya-kritskogo.html

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть