Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Новости

Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913.

17.11.2010
В.Д. ЮдинО «Воспоминаниях старого профессора»А. Л. КатанскогоВ наше время в академических кругах проявляется немалый интерес к русской духовной школе и её истории. В этой связи переиздание мемуаров нашего земляка, воспитанника нижегородской духовной школы, заслуженного профессора С.-Петербургской (Петроградской) духовной академии Александра Львовича Катанского (1836–1919) весьма актуально.В дореволюционной богословской школе он был широко известен как почётный член всех четырёх духовных академий (что представляет собой уникальный случай) и как создатель нового научного направления — исторического раскрытия догматов, что объявлено было обязательным в новом Академическом уставе 1869 года.Не лишне напомнить также, что заслуженный профессор являлся научным руководителем кандидатского сочинения выпускника СПбДА в 1890 году иеромонаха Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха.Почтенный учёный — автор нескольких капитальных трудов; наиболее известны из них следующие.1. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших святых отцов и писателей Церкви, до Оригена включительно. Историко-догматическое исследование. (СПб., 1877). (Это его докторская диссертация.)2. Учение о благодати Божией в творениях святых отцов и учителей Церкви до блаженного Августина. Историко-догматическое исследование. (СПб., 1902). Это сочинение коллеги называли его второй докторской диссертацией. Оно было удостоено полной Премии митрополита Макария и денежного вознаграждения в 1000 рублей.Историко-догматическое исследование Катанского стало новым словом в русской богословской науке, что настораживало, естественно, консервативные круги: не вторгается ли в православную школу и науку пресловутая протестантская «история догматов» («Dogmen Geschichte»)? Страхи были напрасны. Здесь речь шла не о развитии догматов, а лишь об историческом раскрытии догматов. На этот счёт протоиерей Георгий Флоровский отмечал: «Историю имеет „форма“, или „внешняя схема“ догмата, и при неизменяемости догмата, как откровенной истины, есть рост по формальной стороне, — первоначально данная форма, или формула, бывала слишком тесна для явленной в ней истины и потому неизбежно расширялась. Это был рост или выработка более совершенного языка и словоупотребления, „работа догматико-филологическая“» (Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 379).Так Катанский проторил путь для сочинения Преосвященного Сильвестра (Малеванского, † 1908), ректора Киевской духовной академии, «Опыт православного догматического богословия», с историческим изложением догматов.Научно значимы и другие труды А. Л. Катанского:1. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской за первые четыре века по их разделении (СПб., 1863).2. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви (СПб., 1868).3. Очерк истории древних национальных литургий Запада (СПб., 1870) и др.Кроме того, он автор множества статей в церковных журналах. В течение пяти лет А. Л. Катанский редактировал «Церковный вестник» (журнал СПбДА), сотрудничал в «Церковных ведомостях» в бурном 1905 году — одним словом, он является крупным духовным писателем.После долгих уговоров коллег Александр Львович выступил и как мемуарист, как зоркий наблюдатель и тонкий психолог. И здесь сказался его строго научный и систематичный ум. Вероятно, на общий план, структуру «Воспоминаний» оказал влияние его земляк, профессор Казанской духовной академии, известный историк Русской Церкви П. В. Знаменский (1836–1917), напечатавший в 1891/92 году «Историю Казанской духовной академии» в трёх томах.Рассказывая о духовных школах, в которых учился, — о нижегородских духовных училище и семинарии, затем С.-Петербургской духовной академии (а также Московской академии, где начиналась его карьера учёного) — Катанский подробно, даже с использованием архивных данных, излагает учебную программу духовных школ с 1847 по 1896 год, что представляет, само по себе, научный интерес. В «Воспоминаниях» даются также подробные индивидуальные характеристики и оценки педагогическим коллективам. Образы профессоров и начальствующих очерчены рукой талантливого бытописателя и, что замечательно, без прикрас и ретуши.Так, что касается портретов «владык», то и здесь «старый профессор» не отказался от доброй традиции совестливой русской классики не миновать «мелочей архиерейской жизни». Объёмно, выпукло предстают перед читателем образы митрополитов: Филарета (Дроздова; 1826–67), Исидора (Никольского; 1860–92), Палладия (Раева; 1892–1898), Иоанникия (Руднева; 1891–1900); а также Нижегородского епископа Иеремии (1851–57) и других.Профессор, как летописец, не скрывая, рассказывает и о трудных летах второй половины XIX века, когда духовные учебные заведения превратились в «школы нигилизма». Он подробно описывает «случай в греческом классе» (по выражению митрополита Филарета), повлекший за собою в 1861 году в среде студенчества СПбДА «ужасающее пьянство», битьё стёкол в туалетах, куренье не только в спальнях, но «даже в столовой при чаепитии и после обеда и ужина».Известный ректор столичной духовной академии 1860-х годов протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев о своей 17-летней ректуре (1866–1883) вспоминал: «Всё время моего ректорства я чувствовал себя в академии точно на вулкане».Поведал профессор Катанский и о гражданском подвиге одного из своих коллег, профессора М. О. Кояловича, который отважно возражал против присвоения учёной степени доктора богословия «за совокупность трудов» своему верховному начальнику — митрополиту Исидору (Никольскому). К чести последнего, этот дерзкий поступок не имел известных последствий для подчинённого. По мнению мемуариста, митрополит был «замечательнейшим святителем... чуждым порывов к произволу... искренно сочувствовавшим успехам духовной науки», однако «бесцветным», способным только на пассивную оппозицию (таким его сделали Петербург, традиции синодального периода).Великолепно и симпатично нарисованы в «Воспоминаниях» портреты маститых протоиереев Иосифа Васильева (†1891) и Иоанна Янышева (†1910).Первый был настоятелем и строителем православного храма в Париже. Блестяще образованный и красноречивый проповедник, он обратил в православие немало католиков, и среди них — известного аббата Гэтте.Второй — тоже служивший за границей, в Германии, затем приобретший славу блестящего профессора богословия и философии в С.-Петербургском университете, учитель Закона Божия и русского языка у принцессы Дагмары (будущей супруги Александра III Марии Фёдоровны) в Копенгагене, с 1866 года — ректор Петроградской духовной академии.Оба были озабочены повышением уровня высшего духовного образования в России и изучали опыт западных университетов: Васильев — католических, а Янышев — протестантских.Влиятельный Васильев был назначен председателем Учебного комитета при Синоде, при полной поддержке обер-прокурора графа Д. А. Толстого, прозванного «галломаном» за авторство 2-томного труда о католицизме в России. Профессор протоиерей Янышев и протоиерей Васильев принимали активнейшее участие в разработке нового Устава академии 1869 года, который, благодаря специализации студентов, дал впоследствии блестящие научные результаты.Янышев ректорствовал успешно в течение 17-ти лет, как уже выше было сказано, почти до следующего Устава 1884 года, пронизанного духом и идеями нового обер-прокурора К. П. Победоносцева. В октябре 1883 года академия простилась со своим славным ректором — протоиерей Янышев был назначен царским духовником и главой придворного духовенства. В 1906 году он, первый из лиц белого духовенства, был награждён орденом св. Андрея Первозванного. Сохранил свежесть и ясность ума и великолепную память до самой своей кончины (в 1910 году). Совершенно ослеп за три года до смерти, но до последних месяцев своей жизни принимал деятельное участие в трудах Св. Синода, будучи назначенным к присутствованию в нём. Так, в 1909 году ему поручили дать отзыв на 5-томный труд М. М. Тареева «Основы христианства». За четыре месяца тщательной работы он составил отзыв, благоприятный для автора (труд Тареева читала ему вслух супруга покойного сына), и это всего за четыре месяца до кончины! Умело, с присущим ему тактом, уверенно Янышев вёл корабль науки по бурным волнам смутного времени второй половины XIX века.Немалый интерес «Воспоминания старого профессора» представляют и для краеведов. В частности, описаниями быта местного (нижегородского) духовенства. Катанский родился в строгое время деспотичного Николая I: даже на ремонт дома требовалось разрешение полиции, была введена цензура на церковные проповеди (за уклонение полагался штраф в три-пять рублей) и т.д.Строго было в стране, строго — и в семье. Рос мальчик одиноко, воспитывался по системе отца (диакона, затем священника, ревностного проповедника), который «систематически удалял его от всякого рода товарищей», не баловал, не разрешал иметь личных денег, чтобы сын не подпал разным искушениям. Неудивительно, что характер у будущего профессора выработался сосредоточенный, по его собственным словам; он рано научился читать и рано пристрастился к чтению.В духовном училище царили, по воспоминаниям, грубоватые приёмы (средством исправления воспитанников нередко бывали розги), и всё же не настолько грубые и неприемлемые, как описано, например, у Помяловского, изобразившего нравы столичного духовного училища. Впрочем, многое зависело от начальствующих, а юный Катанский во время своей учёбы как раз попал в их перемену. Главными предметами в училище были древние языки — греческий и латинский, а также российская и славянская грамматика. Латинский язык и катехизис преподавал любимый всеми, ревностно относившийся к своему делу С. П. Модератов. Александр Катанский закончил училище одним из лучших учеников.Так же успешно, впрочем, завершилась (в 1858 году) и его учёба в Нижегородской духовной семинарии. Семинарские свои годы он вспоминает подробно, увлекательно и с благодарностью, хотя и не без свойственного ему юмора, не лакируя действительность. Так, отмечает он, «воздух во всём здании семинарии был очень плох, вследствие первобытного устройства известных мест уединений». Не радовали, к примеру, и некоторые учебные пособия. По церковной истории в среднем классе пользовались учебником Преосвященного Иннокентия (Смирнова) — учебник был «сухой, полный отрывочных сведений ... и был похож более на подробный конспект... чем на историю в собственном смысле». В высшем (богословском) классе учебником служила «История российской Церкви» А. Н. Муравьева — «крайне плохой учебник», по характеристике Катанского, бессодержательный и фразистый.Описывает Катанский и памятное, довольно драматично закончившееся для тогдашней семинарской администрации событие неожиданного посещения Нижегородской семинарии государем императором Александром II, в 1858 году. Не обнаружив в духовной школе образцового порядка (дело было в июле месяце, во время каникул) раздосадованный государь немедленно устранил от должности её ректора. И лишь спустя пять лет, во время второго визита российского императора в Нижний, Нижегородской семинарии удалось восстановить свою репутацию.Тем не менее, среди учителей её было немало очень даровитых людей. Несмотря на весьма скромное жалование, в духовной школе трудились выдающиеся личности. Поэтому с конца 1840-х годов и в последующие десятилетия Нижегородская семинария дала академиям (Казанской, Московской, Петербургской), а также иным высшим учебным заведениям России очень много замечательных по своим способностям, трудолюбивых и талантливых студентов. Среди них — конечно, и автор «Воспоминаний», почтенный профессор А. Л. Катанский, благодарный питомец нижегородских духовных школ.Кончина его для христианина весьма назидательна. К закату жизни, перед роковым 1917 годом, почтенный старец (ему за 80) был весьма достаточен: имел два дома в Гатчине, под Царским Селом, в дачной местности родовитой и чиновной аристократии. Ничто, казалось, не предвещало худого. И вот, внезапно, — Октябрьский переворот, в полном смысле этого слова. Ещё вчера состоятельный и именитый, заслуженный профессор-труженик, сегодня — потерявший всё, даже последнюю кроху хлеба. В голодном беспамятстве, словно младенец причмокивая губами, он жалобно просил супругу: «Мама, есть хочу, мама...» Это были его последние слова.

15 ноября библиотека Нижегородской духовной семинарии проводит день открытых дверей.

10.11.2010

15 ноября библиотека Нижегородской духовной семинарии проводит день открытых дверей.

Библиотека Нижегородской духовной семинарии — одно из крупнейших собраний книг и периодики в Нижегородской области.

Читальный зал библиотеки НДС предлагает читателям церковную и светскую литературу, уникальную коллекцию дореволюционных периодических изданий — «Исторический вестник», «Русский вестник», «Русская мысль», «Отечественные записки» и др. Воспользоваться фондами библиотеки НДС могут все желающие.


Время работы читального зала библиотеки НДС — с 8:30 до 19:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Для записи в читальный зал необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Семинария сотрудничает с изданием "Вестник церковной истории"

10.11.2010

В периодическом научном издании «Вестник церковной истории» № 1-2 (17-18) 2010 г., учредителем которого является Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» в рубрике «исследования» опубликована статья первого проректора Нижегородской духовной семинарии доцента протоиерея Александра Мякинина «Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х годах (до начала хрущевских гонений)». В своем исследовании отец Александр опирался на документы архива Уполномоченного Совета по делам религий по Горьковской области, в которых отражены все сложности, противоречия, и трагизм взаимоотношений советской власти и Церкви в рассматриваемый период Отечественной истории. (Читать статью)

Архиепископ Ионафан поблагодарил владыку-ректора за издание "Толкового путеводителя по Божественной Литургии"

08.11.2010

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Георгий! По Вашему благословению в богоспасаемом Нижнем Новгороде в октябре текущего года увидел свет мой 20-летний литургико-катехизический труд — «Толковый путеводитель по Божественной литургии» (с изъяснением молитвословий и ектений на русском языке), имела место торжественная официальная презентация его в стенах славной Нижегородской духовной семинарии. Дорогой Владыка, душа многих иереев, диаконов, семинаристов, жаждущих познать Любовь Божию к роду человеческому через «разумное» совершение священнодействий Божественной Евхаристии, возрадовалась и возвеселилась: изданием «Толкового путеводителя по Божественной литургии» Вы подарили всем вторую «словесную» Пасху.
Все они возрадовались сугубо и тому, что Господь воздвиг именно Вашу Святыню на древний престол нижегородских святителей, пребывание на котором было отмечено Вашими многими и неустанными трудами во славу святой нашей Матери — Русской Православной Церкви. Вы — Ректор возрожденной Нижегородской православной духовной семинарии, Вы — истинный вдохновитель реконструкции прекрасного нового кафедрального собора, Вы благословили возрождение или основание многих монашеских обителей и храмов епархии. Своими реальными трудами во славу Божию и покровительством «высоких искусств» Вы обрели высокий авторитет и любовь не только простых и власть имеющих нижегородцев, но и многих православных за пределами Вашей епархии
Под Вашей архипастырской постоянной духовной опекой находится и общеправославная святыня — Дивеевский женский монастырь, где почивают святые мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Как сын братской и единоверной Белой Руси, пострадавшей от ужасной чернобыльской трагедии, Вы благословили почтить память погибших ликвидаторов ее последствий — сооружением монумента в центре Нижнего Новгорода. Вы — настоящий патриот всей Святой Руси.
Ваше Высокопреосвященство! От имени Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прошу благоволить принять искреннюю, братскую о Христе Иисусе благодарность за Ваш подвиг безвозмездной любви. Вы нашли те слова, которые убедили меценатов уделить средства для реализации издательского проекта «Толковый Путеводитель». Прошу передать всем им мой низкий поклон и молитвенное пожелание спасения души.
«Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов», — учит святой апостол Павел. Вы, дорогой Владыка, вполне следуете сему апостольскому призыву, подвигая и других к жертвенному служению нашему Господу, непрестанно сея в душах верных вечное, доброе и святое. Да воздаст Вам всещедрый Господь и от росы небесной и от тука земнаго на многая лета! Исполла эти, Деспота!

При этом испрашиваю Ваших святых молитв обо мне, недостойном.

Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский.

Град Тульчин, Винницкая область, Украина.

Литургия апостола Иакова

05.11.2010

5 ноября в день памяти святого апостола Иакова брата Господня по благословению архиепископа Георгия в семинарском храме святителя Алексия митрополита Московского совершена иерейским чином древняя литургия, носящая имя святого апостола Иакова. Её чинопоследование заметно отличается от привычной литургии святителя Иоанна Златоустого. Продолжительные проникновенные молитвы, особые священнодействия и песнопения, облачение священнослужителей — все это дает возможность молящимся погрузиться в атмосферу евхаристического собрания раннехристианской эпохи. Богослужение возглавил первый проректор семинарии доц. прот. Александр Мякинин. Ему сослужили преподаватели семинарии и клирики Нижегородской епархии.(Фоторепортаж)

Семинаристы приняли участие в крестном ходе, посвященном Дню народного единства

04.11.2010

4 ноября в Нижнем Новгороде состоялся традиционный крестный ход, посвященный Дню народного единства. Его возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В крестном ходе приняли участие православные нижегородцы, учащиеся нижегородских духовных школ — семинарии, женского духовного училища, отделения сестер милосердия медицинского колледжа, учащиеся православных гимназий, представители православной общественности, руководители города и области, духовенство Нижегородской епархии.

Крестный ход из Нижегородского кремля на площадь Народного Единства традиционно проводится с 2001 года. За это время несколько раз менялся его маршрут, но в последние годы он проходит от Михаило-Архангельского собора Нижегородского кремля по Ивановскому спуску через Ивановскую башню к храму в честь Рождества Иоанна Предтечи на площади Народного Единства. Начинается крестный ход с молитвы у Архангельского собора, где покоится прах великого гражданина российской земли Козьмы Минина, а заканчивается чтением праздничного Евангелия и молитвой на крыльце храма Иоанна Предтечи, откуда Минин в 1611 году обращался к нижегородцам с воззванием о спасении России.

Курсы для преподавателей гимназий

04.11.2010

В период осенних каникул на базе Нижегородской Духовной Семинарии проводятся курсы по Основам православной культуры для преподавателей гимназий. Занятия проходят в новом актовом зале. На время лекционных занятий для преподавателей организовано горячее питание.

[309]

[310]

В Нижегородской духовной семинарии состоялась презентация книги «Путеводитель по Божественной литургии»

22.10.2010

22 октября в Нижегородской духовной семинарии состоялась презентация книги «Путеводитель по Божественной литургии». Ее автор — архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких). Книга издана по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия на средства епархии издательским отделом НДС. Это второе издание книги. Первое владыка Ионафан выпустил на Украине. Как рассказал первый проректор НДС протоиерей Александр Мякинин, труд архиепископа Ионафана является переводом Божественной литургии святителя Иоанна Златоустого и Божественной литургии святителя Василия Великого с церковнославянского на русский язык.

— Все молитвословия, ектеньи и песнопения переведены, причем с вариантами и научными комментариями — разъяснением терминов, указанием на некоторые особенности исторического характера, сложения чинопоследования, — пояснил отец Александр. — В конце книги есть несколько научно-литургических статей. Книга рассчитана прежде всего на людей, активно участвующих в литургической жизни и желающих осмысленно подходить к содержанию Божественной литургии, а также для всех воцерковляющихся, которые находятся в поле нашего миссионерского воздействия. Хотя «Путеводитель по Божественной литургии» интересен и специалистам, все же книга предназначена прежде всего для обиходного использования, так как помогает понять смысл песнопений.

Владыка Ионафан представил свою книгу преподавателям, епархиальным СМИ, учащимся семинарии и студентам некоторых светских вузов. О важности и полезности труда владыки Ионафана рассказали преподаватели семинарии иерей Максим Антоненко, протоиерей Николай Горбатовский. Отец Николай является настоятелем храма в честь святого пророка Божия Илии. Интересно, что его предшественник, священник Василий Адаменко — настоятель этого храма до революции, тоже занимался переводами некоторых богослужебных текстов на русский язык. Наследие отца Василия еще почти не изучено.
На презентации также выступил преподаватель Московской духовной академии, доцент Роман Конь, который рассказал о важности богослужебных переводов для антисектантской работы.

По окончании презентации владыка Ионафан каждому присутствующему подарил экземпляр вновь вышедшей книги со своей подписью.

[303] [304] [305] [306]

В семинарии открылась программа переподготовки педагогов

16.10.2010

16 октября в Нижегородской духовной семинарии открылась программа переподготовки школьных педагогов «Практическая теология. Основы православной культуры». Эта программа организована совместно отделом образования Нижегородской епархии и Нижегородским государственным педагогическим университетом под патронатом архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

В НГПУ уже состоялись два выпуска педагогов по данной

программе. На этот раз в течение двух лет будут обучаться 25 педагогов из районов Нижнего Новгорода и области. По окончании еженедельных занятий они получат дипломы государственного образца.

Одновременно с этой программой открылись катехизаторские курсы, поэтому в новом актовом зале семинарии собралась широкая аудитория слушателей.

На открытии курсов выступили первый проректор протоиерей Александр Мякинин, первый заместитель руководителя епархиального отдела образования протоиерей Алексий Горин и проректор Педагогического университета по заочному и дополнительному образованию Наталья Якимец.

Отец Александр рассказал, что первая часть лекций будет посвящена богословским дисциплинам и пройдет в семинарии. Их будут читать священнослужители, так как, по словам первого проректора НДС, «лучше православного богослова о православии не расскажет никто».

Отец Алексий отметил высокий уровень обучения в семинарии, где занятия ведут и преподаватели из светских вузов, и кандидаты богословия. «Поэтому те знания, которые вы получите, будут самого высокого богословского, философского и общегуманитарного уровня», — сказал он, обращаясь к слушателям.

«Потребность в получении знаний, связанных с основами православной культуры и духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, сейчас очень высока. В настоящее время эти вопросы волнуют всех», — подчеркнула проректор НГПУ.

[300] [301] [302]

Нижегородскую духовную семинарию посетил первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун)

01.10.2010

1 октября Нижегородскую духовную семинарию посетил первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун). Он встретился со студентами и преподавателями семинарии, чтобы обсудить вопросы, связанные с реформой духовного образования.

Реформирование духовного образования начинается по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — повышение уровня качества духовного образования России.

На встрече архимандрита Кирилла с преподавателями Нижегородской духовной семинарии обсуждалось, каким должен быть переход на образовательные стандарты третьего поколения, чтобы соприкосновение с Болонским процессом прошло безболезненно и не повредило системе образования.

Архимандрит Кирилл сообщил, что введение новой системы возможно уже в этом году, после подписания нового закона об образовании.

— Эти процессы неизбежны и необходимы, — объяснил первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. — Духовное образование рассматривало разные модели и остановилось на этой, поскольку Болонская система становится общей платформой для духовных школ всего мира. Таким образом, она дает возможности для сотрудничества и обеспечивает общее пространство богословского образования — от Нью-Йорка до Владивостока.

По мнению архимандрита Кирилла, при новой системе должны сохраниться особенности и принципы духовного образования. Он подчеркнул, что новая система дает только рамки, и каждая семинария сама решает, как их наполнять.

Затем преподаватели НДС ознакомились с тем, как будет трансформироваться система духовного образования и задали интересующие их вопросы.

Справка:

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым:

• Первый уровень— это Бакалавриат: 4 (обязательных) года + 1 (пастырский и практический) год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия».

• Второй уровень— это Магистратура: 2-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия».

• Третий уровень— это Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии (англ.) I степени»).

• Особо отличившиеся кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии (англ.) II степени» или «Doctor of Divinity»).

[296]

Ливанские монахи посетили семинарию

21.09.2010

Нижегородскую Духовную Семинарию посетили представители Антиохийской Православной Церкви. Паломники — группа насельников монастыря в честь Успения Божией Матери в местечке Хаматура в Северном Ливане во главе с архимандритом Пантелеимоном Главной целью паломничества стало поклонение мощам преподобного Серафима Саровского, частицу которых по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия ливанские паломники увезли с собой. Ливанские паломники осмотрели здание семинарии, семинарский музей и приняли участие в праздничной трапезе, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы.

Заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии

07.09.2010

7 сентября в Москве прошло заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. Возглавил заседание комиссии ее председатель архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.В заседании приняли участие преподаватели Нижегородской Духовной Семинарии.

Основными обсуждавшимися вопросами были организация работы с молодежью на приходах и создание молодежных православных центров.

Архиепископ Георгий подчеркнул, что молодежь — это будущее России, поэтому сейчас Церковь обращает на нее особое внимание.

Его Высокопреосвященство сказал, что на заседаниях комиссии в ходе обсуждения актуальных проблем между присутствующими подчас возникают споры, но отметил, что в споре рождается истина.

— На встрече обсуждались формы работы с молодежью на общецерковном, епархиальном и приходском уровне, а также возникающие проблемы,- сказал архиепископ Георгий. — До следующего заседания рабочая группа проанализирует прошлые заявления и решения Церкви.

Следующее заседание намечено на середину ноября этого года.

Новый актовый зал

01.09.2010

Попечением Владыки-ректора введен в эксплуатацию новый актовый зал. Зал рассчитан на проведение массовых мероприятий, конференций и потоковых лекций и снабжен современным мультимедийным оборудованием. В помещение зала есть вход с улицы, что позволит проводить в нем различные мероприятия не затрагивая внутреннюю жизнь семинарии. Под помещением актового зала имеется удобная трапезная и гардероб. Посмотреть и восхититься нашим новым приобретением вы можете здесь.

Многая и благая лета!

01.09.2010

Ваше Преподобие,
досточтимый отец Михаил!
Позвольте поздравить Вас с 10ти летием иерейской хиротонии. Ваша жизнь тесно связана с Нижегородской духовной семинарией. Здесь Вы учились, обретали духовную крепость, знания, опыт, здесь же Вы несете послушание преподавателя. Ваши бывшие учителя, а ныне коллеги радуются, видя Ваше возрастание. Вы добрый отец благочестивого семейства, ревностный пастырь, талантливый педагог, вдохновенный миссионер, энергичный труженик на ниве духовного просвещения.
Всещедрый Господь пусть ниспошлет Вам Свою всесильную помощь и сподобит увидеть добрые и обильные плоды совершаемого Вами сеяния, приносящие духовную радость и истинное утешение.

Многая и благая лета!

Вступительные экзамены: история России

24.08.2010

Сегодня поступающие в Нижегородскую Духовную Семинарию сдавали экзамен по истории России. История нашего Отечества очень тесно переплетена с историей Русской Цекрви. Само наше государство возникло в нынешнем ее виде исключительно при поддержке церковной иерархии и священноначалия. Не было бы крещения Руси, не было бы московских митрополитов — не было бы и современной России. Абитуриенты показали хорошие и даже отличные знания по данному предмету. История России станет фундаметом для изучения церковной истории, которая преподается в нашей духовной школе на протяжении 4 лет.

Вступительные экзамены: церковно-славянский язык

23.08.2010

Сегодня поступающие в Нижегордскую Духовную Семинарию прошли собеседование по церковно-славянскому язык. Абитуриенты должны были показать знание основ грамматики и лексики, а также умение бегло читать Священное Писание и богослужебные тексты. Церковно-славянский язык — официальный богослужебный язык Русской Православной Церкви. Сразу после поступления воспитанники семинарии будут проходить певчиские и иные богослужебные послушания в храме свт. Алексия. Осознанные и твердые знания церковно-славянского языка — необходимая основа для подобной практики.

[273][274][275]

Друзья святой горы Афон

22.08.2010

22 августа Нижегородскую Духовную Семинарию посетила паломническая делегация британского благотворительного общества «Друзья святой горы Афон». Делегацию возглавил митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), викарий архиепископа Фиатирского и Великобританского (Константинопольский Патриархат). Митрополит Каллист является известным богословом, представляет Вселенский Патриархат на международных встречах, возглавляет собеседование с Римо-Католической и Англиканской Церковью. Цель общества «Друзья святой горы Афон» — оказывать помощь в восстановлении афонских монастырей, привлекать паломников на Святую гору Афон. Ежегодно члены общества сами совершают паломничество по разным странам. В этом году их выбор пал на Россию.

— Мы хотели побывать в стране, где Православная Церковь активно действует и развивается, — объяснил владыка Каллист. — Очень приятно видеть возрождение православной веры в России. Мы познакомились с украшенными восстановленными храмамии и монастырями которые посещает множество людей. Я знаю, что жизнь в России сейчас непростая, но у вас есть Церковь, а значит есть и надежда, что вы преодолеете все трудности.

Паломники осмотрели семинарский храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского, а также помещения семинарии. Здесь состоялась встреча с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

— Мы рады приветствовать вас на Нижегородской земле, — сказал архиепископ Георгий. — Эта земля богата своими традициями, и мы рады, что сегодня вы приобщились к нашему духовному наследию. Русская земля хранит веру православную, народ благочестив, наши храмы никогда не пустуют, и на нас как на пастырей налагается большая ответственность в устроении церковной жизни.

Владыка пожелал паломникам помощи Божией и укрепления в благочестии. Затем перед членами делегации выступил архиерейский хор, который исполнил для гостей несколько духовных песнопений.

В конце встречи архиепископ Георгий преподнес митрополиту Каллисту вышитую икону преподобного Серафима Саровского, а членам делегации были подарены издания, посвященные семинарии, святому Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси, и бумажные иконы преподобного Серафима Саровского с благословением Святейшего Патриарха Кирилла.

[276][277][278][279]

Сорокоуст в домовом храме ОАО «НИАЭП»

15.08.2010

В Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» (ОАО «НИАЭП») владыкой Георгием был освящен домовый храм в честь преподобного Серафима Саровского. Перед освящением, обращаясь к собравшимся в храме, управляющий Нижегородской епархией отметил, что домовый храм на предприятии в Нижнем Новгороде освящается впервые в новой истории. Храм построен на пожертвования сотрудников компании. Сотрудничество с Нижегородской епархией — добрая традиция ОАО «НИАЭП». Компания активно помогает возрождать храмы и при возведении своих объектов благоустраивает или восстанавливает возле него церковь.
Новоосвященный храм был передан по благословению владыки Георгия на попечение Нижегородской Духовной Семинарии. Начиная с момента освящения священники-преподаватели семинарии и студенты совершат в этом храме 40 литургий. По окончании храмового сорокоуста семинарское духовенство и дальше будет окормлять прихожан из числа сотрудников компании «Атомэнергопроект»,

Семинаристы приняли участие в Дивеевских торжествах

01.08.2010

Студенты и преподаватели семинарии принали участие в торжествах посвященных памяти Серафима Саровского.Праздничные богослужения и мероприятия в Дивееве возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На торжества прибыли правящие архиереи епархий, расположенных на территории Приволжского федерального округа: митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин, а также митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай и руководитель административного секретариата Патриарха Московского и всея Руси епископ Солнечногорский Сергий.

[259] [260]

В Москве прошло заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии

16.07.2010

16 июля на московском подворье Троице-Сергиевой Лавры состоялось очередное (третье) заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. Возглавил заседание комиссии ее председатель архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Как сообщил присутствовавший на заседании главный редактор СМИ Нижегородской епархии иерей Василий Спирин, в его работе принимали участие 15 членов комиссии.

На повестке дня заседания было два пункта: принятие текста резолюции по вопросу катехизации людей перед таинством Крещения и создание рабочей группы по вопросу организации работы с молодежью.

В ходе состоявшейся дискуссии был принят окончательный текст резолюции о катехизации перед таинством Крещения, который будет направлен в президиум Межсоборного присутствия.

По второму вопросу была создана рабочая группа, которую возглавил член комиссии, клирик нижегородского храма в честь Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества протоиерей Игорь Пчелинцев. Рабочей группе поручено обобщить все то, что уже было сделано членами комиссии по вопросу об организации работы с молодежью, и представить проект итогового документа.

Как отметил председатель комиссии архиепископ Георгий, сегодняшнее заседание было чрезвычайно плодотворным. Резолюция по вопросу о катехизации была принята в духе соборности и единомыслия. Следующее заседание комиссии назначено на 7 сентября.

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть