Размер шрифта:
A
A
A
Размер интервала:
Изображения:
Вкл
Выкл
Цветовая схема:
A
A
A

Общие сведения

Музей или, как его тогда называли,"историко-археологический кабинет" существовал при семинарии еще до революции 1917 года. При советской власти кабинет был разорен. В 90-х годах 20 века семинарии было передано здание на Похвалинском съезде, но экспонаты, отобранные советской властью, музею так возвращены и не были. Поэтому он начал свое возрождение практически из ничего, в основном за счет пожертвований старинной церковной утвари, облачений и прочих вещей. Начало экспозиции положил сам митр. Николай, пожертвовавший ценнейшее святительское облачение, которое пережило эпохи многих архиереев. Большая часть прочих экспонатов также является пожертвованиями в пользу музея со стороны храмов Нижегородский области, либо со стороны самих христиан, откликнувшихся на призыв передать в музей какие-либо ценные реликвии, старинные иконы, облачения, книги и проч. Таким вот образом, был сформирован современный музей Семинарии.

 Условно музей можно разделить на 3 части:

1. История Семинарии; 
2. История Благовещенского монастыря; 
3. Священные предметы и облачения;

Центральный экспонат музея – Животворящий Крест Господень. По характеру изображения его относят к 17 столетию. В годы гонений со стороны советских властей, когда церковное имущество изымалось из храмов, а храмы разрушали, крест был взят на хранение благочестивыми людьми из одного храма Нижегородской области. Также известно, что Крест был похищен, и похитители собирались отправить его за границу для выгодной продажи как ценную реликвию. Для удобства перевозки Крест был распилен на пять частей. Но Промыслом Божиим работники таможни заподозрили, что груз не тот, который записан в документах на перевозку. Ящики вскрыли– там оказался распиленный Крест. Изъятый Крест был передан Нижегородской епархии. Митрополит Николай определил его в Благовещенский монастырь. Несколько лет он стоял в Благовещенском соборе монастыря. Когда же для собора был написан новый Крест, то этот был передан музею. С двух сторон от Креста находятся две старинные иконы: икона Распятия Спасителя и икона Божией Матери«всех скорбящих радосте».
Центральная витрина (перед Крестом) также содержит экспонаты, переданные в дар музею в основном церквами Нижегородской области. Так здесь имеется четыре металлических креста. Раскладная икона (складень) с изображением главных православных праздников. Икона Господа Иисуса Христа в окружении архангелов Михаила и Гавриила, апостолов и других святых. В нижней части находится старинный крест-мощевик. По форме литья и по характеру изображения (асимметрия, неточность линий) можно предположить, что он относится к веку 16-17. Также здесь имеется небольшая старинная заготовка для отливания нательных крестов.

В правой части размещены три старопечатные богослужебные книги на церковно-славянском языке первопечатного образца. Примечательная особенность старопечатных церковных книг состоит в том, что на первом листе книги помещалась пространная информация о времени ее издания, как пример здесь мы можем это увидеть. Также здесь находится и одна рукописная книга (небольшой сборник молитвословий), относящаяся примерно к 15 веку.
В углу размещен шитый оклад с сожженной врагами Церкви иконы. По особенности изображения можно предположить, что это оклад Иверской иконы Божией матери. Левая и правая от Креста витрины содержат различные предметы, применяющиеся за богослужением. 
Левая витрина. Наверху на задней стенке находится икона Божией Матери в металлическом окладе. Также на этой стенке прикреплены два древних антиминса. Верхний антиминс уникален тем, что расписан вручную без использования печати, как это видно на уже более поздних антиминсах. Причем если посмотреть на качество росписи, то непрофессиональным взглядом можно определить, что роспись сделана достаточно просто, даже в какой-то степени неаккуратно.
Антиминс содержит информацию о том, когда он был освящен, кем, при каком правительстве и правящем архиерее, в честь кого и для использования в каком храме предназначался. Иногда информация дополнялась, если, к примеру, антиминс переносили для использования в другой храм. На одном из антиминсов стоит дата освящения 1619 года, т.е. возраст антиминса уже порядка четырехсот лет. Освящен антиминс при царе Михаиле Романове (основатель династии Романовых).
Нижний– уже более поздний антиминс. Изображение здесь нанесено с помощью печати. Год освящения антиминса– 1683, при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I и Патриархе Никоне.
На верхней полке в центре богослужебное Евангелие 1716 года, которое было передано в дар музею архимандритом Кириллом (Покровским).
Справа от Евангелия деревянные Чаша (Потир) и Дискос (два основных предмета таинства Евхаристии). Сосуды очень древние. Подобные им хранятся в музее Троице-Сергиевой Лавры. В музее указано, что такими священными сосудами при совершении Таинства Евхаристии пользовался прп. Сергий Радонежский. В центре помещен старинный покровец для Чаши. Слева от Евангелия находятся две Дароносицы (сосуды для перенесения Св. Даров). На меньшей снизу нацарапана дата 1740 год, а на задней стенке имеются 3 буквы «КБЦ» (возможно, название церкви в честь иконы Казанской Божией Матери) и стоит дата 1821 год. Вторая Дароносица относится примерно к тому же периоду. Слева впереди находится латунная ладанница и небольшая евхаристическая ложечка (лжица) из дароносицы. На нижней полке у задней стенки небольшой ковчежец, где раньше находились мощи и частица Креста Господня. По периметру с боковой стороны выгравирована надпись: «Сии святые мощи угодника Божия Георгия Победоносца с частью древа Креста Господня пожертвованы рабом Божиим Гавриилом Павловичем Головиным жителем села Новоспасска 1849 года декабря 24 дня». Также здесь находятся два кропила, сделанных из конского волоса, ладанница, две кадильницы (одна ручная— кация), два держателя для лампадок.
Правая витрина. Наверху на задней стенке прикреплена икона Господа Иисуса Христа в металлическом окладе. Она выполнена в том же стиле, что и икона Божией Матери в левой витрине (возможно парные). Внизу к стенке прикреплен древний антиминс, очень похожий на антиминс левой витрины, но этот освящен немного позднее– 1690 год, в период правления Петра Великого и при Патриархе Адриане.

На верхней полке в центре помещено богослужебное Евангелие в позолоченном окладе начала 19 века (период царствования Александра I Павловича). По записям известно, что оно найдено среди остатков одного разрушенного храма в Кадницах. По сторонам от Евангелия стоят две Чаши (Потиры) примерно одного и того же возраста. На левой Чаше на основании есть выгравированная надпись на славянском языке: «Состроен сей сосуд по обещанию Гавриила Елезарова сына Авравлева, Арзамасского уезда в село Успенское 1738 года, ноября 21 дня».

Также здесь находятся Дароносица, покровец на Чашу и Евхаристический ковшичек, с помощью которого во время Проскомидии наливают в Чашу вино. На нем выгравирована дата: 1746 год.
На нижней полке в центре находится венчальный венец. Перед ним рельефный образ праздника Рождества Христова. Справа кадильница и старинный месяцеслов. Слева напрестольный крест (деревянный, покрытый позолотой) и небольшой ящичек (видимо для крестильных принадлежностей).
Левая витрина с облачениями. Здесь находится образец священнического облачения (епитрахиль и риза).

Рядом деревянный посох, покрытый сверху позолотой. Это посох первых лет святительского служения митр. Николая (Кутепова). Посох подарил музею сам Владыка. Наверху прикреплен напрестольный крест. Справа наградной наперсный крест, украшенный узорами и драгоценными камнями. Портрет архимандрита Гавриила (Гордкова)– ректора Нижегородской Семинарии (управлял с 1818 по 1828 годы). Бывший ректор Орловской Семинарии. Затем епископ Рязанский. Сейчас он канонизирован и является местночтимым святым в Рязанской епархии.

Образцы документов царских времен, касающиеся различных дел епархии. Богослужебная книга на церковно-славянском языке с изящно расшитой и украшенной закладкой.

Правая витрина с облачениями. В правой витрине находится ценнейший дар митр. Николая– архиерейское облачение эпохи нескольких архиереев. Оно выполнено из белой шелковой ткани, украшенное золотой вышивкой и узорным орнаментом. При украшении использовались натуральные ткани и драгоценные металлы, что значительно увеличило вес облачения. Во время многочасовой службы архиерей должен был держать на себе такое увесистое облачение. Рядом металлический архиерейский посох с обломанным верхом. Облачение на посохе имеет вышивку из двух букв «Е.Е.», что значит епископ Евсевий. Это облачение в первой половине 19 века принадлежало епископу Евсевию (Могилевскому), скончавшемуся в 1854 году. Владыка Николай лишь пару раз за свое служение надевал это облачение, передав его впоследствии как ценную реликвию в возрожденный музей.
Слева располагается позолоченная надгробная архиерейская митра, найденная в Печерском монастыре при его восстановлении. Два креста. Один напрестольный (наверху), ниже крест с гравировкой, где указан год подписи— 1822г. (правление Александра I). Это закладной крест с благословением епископа Моисея (Близнецова-Платонова) на основание Престола. Слева и справа от креста архиерейские панагия и крест епископа (будущего митрополита) Николая. Митрополит Николай носил их в 60е годы своего святительства.

Три стенда в углу. На этих трех стендах представлена история Благовещенского мужского монастыря в досоветский и советский периоды. Здесь размещены фотографии и документы, имеющие отношения к этим отрезкам истории.
Витрина у правого окна. Здесь находится оклад, шитый бисером от уничтоженной иконы Казанской Божией Матери. Наверху также часть металлического оклада от какой-то древней иконы. 
В центре помещены три старинные деревянные иконы:
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия;
Крестовидная икона с изображение апостолов Иоанна и Луки;
Очень древняя икона Николая Чудотворца. 
В правой части небольшой старинный сундучок для сбора пожертвований и несколько фарфоровых держателей для лампадок.
Стенды между окон. На правом стенде находятся листы из рукописного синодика Благовещенского мужского монастыря. Здесь перечисляются имена архиереев, управлявших Нижегородской епархией, настоятелей и благотворителей обители, поминающихся за богослужением.
В центре на нижнем стенде помещены фотографии со старинными видами на монастырь. Наверху изображение различных событий из жизни монастыря (в основном события, связанные с возрождением монастыря и именем Святителя Алексея Московского). Витрина у левого окна. На этой витрине расположена коллекция монет и денежных банкнот различных периодов в истории России, начиная от эпохи Петра I и до советского периода. 
Два стенда слева от окна. На этих двух стендах также отражена часть истории Благовещенского мужского монастыря.
В нижний стенд с портретом владыки Питирима помещен архивный документ, относящийся к 1722 году. Это доношение Преосвященнийшему Питириму от крестьянина, который указал в документе свое имя Никита Семенов. Он говорит о том, что находился неподалеку от монастыря в то время, когда в монастыре случился пожар. Действительно, в этом году в монастыре случился сильнейший пожар, полностью уничтоживший все монастырские строения. Даже железные кресты и железо на кровлях были оплавлены.
На верхнем стенде с изображением Патриарха Никона помещена его грамота о назначении для священнослужения в Нижегородскую епархию (Благовещенский монастырь) некоего священноинока Дионисия. Также в грамоте Патриарх Никон предупреждает не поставлять во священство из мирян, кроме «великой нужды».
Витрина вдоль стены. Здесь находятся предметы, которые были найдены во время раскопок при восстановлении Благовещенского мужского монастыря. Поскольку они также являются частью истории монастыря, то были помещены в музей. Но, к сожалению, информации о них никакой нет и лишь можно только предположить об их назначении.

Стенды истории Семинарии и витрина.Этот угол посвящен истории Нижегородской Духовной Семинарии. На стендах размещены документы из Гос. архива Нижегородской области (ГАНО), относящиеся к делам дореволюционной Семинарии. Здесь размещены аттестаты, различные свидетельства, формуляры успеваемости студентов, фотографии преподавательского состава и некоторых студентов. А также прочие документы, отражающие жизнь Семинарии в дореволюционный период.

На витрине представлены образцы книг, которые использовались в качестве учебных пособий.
В центре витрины находится наперсный (наградной) крест преподавателя Нижегородской духовной семинарии протоиерея Рождественского В.П. Это подарок сослуживцев по Семинарии. Был передан лично митрополитом Николаем (Кутеповым) также в качестве экспоната в музей.
Стенды с фотографиями справа от двери. На двух стендах изображены выпускники Нижегородской духовной семинарии 1915-1916-х годов– последние выпуски перед советской революцией.
Справа стенд, посвященный памяти диакона Николая Бараблина. Именно его чаяниями и заботами был вновь возрожден музей Нижегородской духовной семинарии, который теперь в облагороженном виде представлен его посетителям.

Если Вы хотите посетить семинарский "историко-археологический кабинет", просим Вас предварительно позвонить по телефонам: 218-09-68, 8-910-130-87-97

Православный
календарь

Мы вконтакте

×
Задать свой вопрос
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Отправить
Закрыть