Журнал «Дамаскин»
О журнале "Дамаскин"
Журнал "Дамаскин" основан в 2006 году и является ежеквартальным тематическим, информационным русскоязычным журналом в области теологии, философии, социальных, гуманитарных наук и культурных исследований.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Регистрационный номер ПИ № ФС 77–75718 от 13.06.2019 г.
Журнал размещен в научной электронной библиотеке elibrary.ru и зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) по договору № 381–09/2017 от 26 сентября 2017 г. https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=70987
Периодичность издания – 4 раза в год.
Главный редактор протоиерей Василий Спирин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии.
Дамаскин 2 (66) 2024
Тема очередного 2 (66)-й номера семинарского журнала "Дамаскин": Церковное искусство и архитектура: от Рима до Нижнего Новгорода.
"Новый номер журнала «Дамаскин» посвящен христианскому искусству. С самых ранних, апостольских времен, христиане выражали свою любовь к Воскресшему Господу через пение псалмов и первые христианские гимны. Затем возникает особое искусство римских катакомб — архитектура, настенные фрески с изображением библейских сюжетов и христианских символов. С IV века начинается эра христианского искусства во всем многообразии его форм: архитектурных, живописных, музыкальных и драматургических. Отец Павел Флоренский назвал храмовое действо синтезом искусств, и это утверждение раскрывает связь между «культом» и «культурой». Культ, религиозное предстояние перед Богом, — это эпицентр культуры, и чем ближе культура к культу, тем больше несет она высших смыслов, так необходимых человеку. И чем дальше она от культа, чем секулярнее, тем опаснее становится ее воздействие на души человеческие. Наши авторы обращаются к христианскому искусству, преодолевая время и пространство, и предлагают нам, читателям, совершить это путешествие вместе с ними".
Главный редактор протоиерей Василий Спирин
Дамаскин 1 (65) 2024
Тема очередного 1 (65)-й номер семинарского журнала "Дамаскин". Тема номера: Социальная концепция православия.
«Первый в 2024 году номер журнала Нижегородской духовной семинарии «Дамаскин» посвящен социальным вопросам в свете православной традиции.
Социальная концепция православия включает в себя учение об ответственности и справедливости, основанное на принципах христианской морали и уважения к человеческому достоинству. Православие призывает к заботе о ближнем, к утверждению мира Христова между людьми, провозглашает бесконечную ценность человеческой личности как образа Божия. Важными аспектами православной социальной концепции являются помощь нуждающимся, защита слабых и уязвимых, поддержка семьи как основы общества, идеалы милосердия и сострадания.
Более, чем другие социальные институты, Церковь сталкивается с такими проблемами как бедность, бездомность, алкоголизм и наркомания, насилие в семье. Исцелять эти раны можно не только земными средствами, к каким прибегают государство и светское общество, но теми благодатными дарами, которыми по своей природе обладает Церковь. Наши авторы — преподаватели, студенты и выпускники Нижегородской духовной семинарии — делятся своими размышлениями на эту и другие темы в представленном номере журнала».
Главный редактор протоиерей Василий Спирин
Дамаскин 4 (64) 2023
Тема очередного 4 (64)-й номера семинарского журнала "Дамаскин". Тема номера: к 30-летию возрождения нижегородской духовной семинарии.
«В 2023 году Нижегородская духовная семинария отметила тридцатилетие своего возрождения. В 1993 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) при Благовещенском мужском монастыре было открыто духовное училище, в которое поступили 15 юношей. Все было тогда просто и аскетично, училище размещалось в нескольких комнатах братского корпуса монастыря. В аудитории, где занималась первая группа студентов, находилась и скудная библиотека. Соседние комнаты были определены под общежитие и трапезную.
Преподавательский состав насчитывал тогда лишь несколько человек…
Все держалось тогда на духовном энтузиазме нескольких преподавателей, благодаря которым через 2 года училище было преобразовано в семинарию. Так началась новая жизнь старейшей духовной школы Русской Церкви.
За тридцать лет семинария подготовила почти 1000 священнослужителей, несущих свое церковное послушание во многих епархиях Русской Православной Церкви. Своей главной задаче — подготовке пастырей — верна она и сейчас, и это значит, что у нее есть будущее».
Главный редактор протоиерей Василий Спирин
Дамаскин 3 (63) 2023
Тема 3 (63)-ого номера семинарского журнала "Дамаскин": "Православное пастырство"
Дамаскин 2 (62) 2023
Тема 2 (62)-ого номера семинарского журнала "Дамаскин": "Православие и проблемы биоэтики"
Дамаскин 1 (61) 2023
Тема 1 (61)-ого номера семинарского журнала "Дамаскин": "Христианство и мировая культура"
Дамаскин 4 (60) 2022
Тема 4 (60)-ого номера семинарского журнала "Дамаскин": "Судьба и свобода"
«Судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая... Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит «слепая судьба», исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.» Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Дамаскин 3 (59) 2022
Тема номера: "Православная психология"
«Наверняка найдутся те, кто будет утверждать, что ни философия, ни психология науками не являются. Этот спор между физиками и лириками, между гуманитариями и естествоиспытателями возник не сегодня. Нередко одна часть научного сообщества скептически относится к исследованиям, которые проводятся другой частью научного сообщества, но, тем не менее, никто не ставит вопрос об исключении таких дисциплин, как философия или психология, из сферы научных исследований». Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 28 февраля 2018 года
Дамаскин 2 (58) 2022
Тема номера: "К 350-летию Нижегородской епархии".
С конца XVI столетия до установления в России Патриаршества Нижегородская земля была управляема московскими митрополитами, а затем (с 1625 по 1672 год) — московскими Патриархами. В 1672 году был созван очередной Московский Собор, который решил единогласно — «в великом княжении Низовския земли Архиерею быти», а Нижегородскую епархию включили в число отдельных митрополий. Новопосвященный архипастырь Церкви Преосвященный Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским, получив 2 июня 1672 года настольную грамоту. Указом от 16 октября 1799 года Алатырь отошел к своей прежней Казанской епархии, а город Арзамас с уездом вошел в состав Нижегородских земель, нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими. Во время Великой Отечественной войны власти позволили открыть в Горьковском крае несколько приходских храмов. Тогда же, в 1943 году, была возрождена кафедра правящего архиерея Горьковского и Арзамасского. В 1991 году Нижегородской земле было возвращено ее историческое наименование, а город Горький переименован в Нижний Новгород. Постановлением Священного Синода Горьковская епархия стала вновь именоваться Нижегородской.
Дамаскин 1 (57) 2022
Тема номера: "Человек в поисках смысла".
«Господь каждого создает таким образом, что он имеет свою непреходящую и объективную ценность. И в очах Божиих ни один человек не повторяет другого, даже близнецы, которые генетически так близки. При всем своем сходстве они не повторяют друг друга. Это разные личности. И каждый человек имеет ценность, вне зависимости от того, жил он тысячу лет назад, живет он сегодня или будет жить завтра... Наша собственная личность уникальна. И никто другой этого пути не пройдет — ни наши дети, ни правнуки. Это наш путь. У этого пути должна быть стратегическая цель, поставленная Богом, а эта цель есть преобразование всего космоса, всего мира… Забота об окружающей среде, чтобы красивыми становились наши жилища, города, люди… Когда человек видит эту цель, любой труд начинает приобретать космическое измерение, будь то вытачивание гайки или написание музыки. Главное, чтобы эта музыка созидала человеческую душу, а не разрушала».
Патриарх Кирилл
Дамаскин 4 (56) 2021
Тема номера: "Мученики за Христа в ХХ веке: победа веры в эпоху гонений".
«Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории — с самых первых дней существования христианской общины в Иерусалиме. Тех, кто исповедовал Христа Господом и Спасителем, побивали камнями, отлучали из общения, преследовали даже до конца земли. Только вдумайтесь в тот факт, что все апостолы, кроме евангелиста Иоанна Богослова, были умерщвлены, став жертвами гонений за Господа и Спасителя! Почему же последователей Христа уничтожали? А потому что многим казалось, что появление христианства угрожает их собственным религиозным целям и задачам. Так думали иудеи, так думали язычники, а вскоре и Римское государство поставило вопрос: а не угрожает ли христианство целостности, благополучию и сплоченности великой империи? И покуда некоторые из императоров полагали, что непременно угрожает, продолжались — вплоть до начала IV века — страшные гонения. Почти каждый день мы вспоминаем имена мучеников и исповедников эпохи тех самых страшных римских гонений, что обрушились на Церковь и на христиан якобы ради защиты государственных интересов…
Сегодня за Литургией читался отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, в которой он говорит, что уверен — уверен в том, что „ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией
во Христе Иисусе, Господе нашем“ (Рим. 8:38–39). Вот этого не знали гонители. Они не знали, что в этих людях — слабых, поверженных силой государственного принуждения, — пребывает сила Божия. Не отказываясь от Христа, не предавая своих интересов, эти люди защищали Христа, а Он защитил их, и они все — в Его Царстве»
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
Дамаскин 3 (55) 2021
Тема номера: "Монастыри и монашество. Традиции и современность".
"… По свидетельству преподобного Иоанна Лествичника, «свет монахов суть ангелы, а свет для человеков – монашеское житие» (Лествица, 26 слово, 31 ст.). Пристальные взоры как членов Церкви, так и людей внешних устремлены на иночество, ибо именно монашествующие, отрешившиеся от соблазнов и суеты мира сего, с особой ревностью стремятся приблизится к Богу, уподобится Ему, восходя ко Творцу путем духовного и нравственного совершенствования.
Издревле и по сей день люди направляются в паломничества по монастырям, поселяются возле них, а особо пламенеющие любовью ко Господу принимают обеты. Но если раньше повествования о святых обителях, о подвижниках благочестия передавались из уст в уста, то ныне мы имеем возможность делится духовным опытом и своими размышлениями посредством печатных и электронных изданий…"
+ КИРИЛЛ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Обращаясь к читателю журнала, хочется сказать, что тема монашества в истории Церкви очень обширна и разнопланова; в данном выпуске «Дамаскина» мы затронем только часть вопросов, посвященных этому значимому и важному явлению Церкви и общества, и несомненно вернемся к теме в очередных выпусках нашего журнала.
Дамаскин 2 (54) 2021
Тема номера: К 300-летию Нижегородской духовной семинарии.
"Нижегородская духовная семинария является одной из первых семинарий в России. В этом году наша духовная школа празднует значительный юбилей – 300 лет со дня её основания. К этой знаменательной дате будут приурочены два номера журнала «Дамаскин». Настоящий номер посвящён истории и современной жизни Нижегородской духовной семинарии.
Нижегородская духовная семинария имеет богатую и сложную историю. За годы существования семинарии в её стенах возросло немало выдающихся иерархов Церкви, благочестивых пастырей, деятельных миссионеров, учёных и проповедников, самые знаменитые из которых – митрополит Палладий (Раев), священномученик архиепископ Фаддей (Успенский), Патриарх Сергий (Страгородский).
Значение церковных духовных школ чрезвычайно велико: они призваны всесторонне подготовить к пастырскому служению тех, о которых сказано: “Я Вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод“ (Ин. 15: 16). Священническое призвание является по сути апостольским, которое, в свою очередь, есть продолжение служения Самого Христа.
Именно к священнику обращены людские взоры, от него ждут духовной поддержки, утешения в скорбях и наставления в вере и праведной жизни. Поэтому будущему пастырю необходимо иметь хорошее богословское образование, чтобы подавать добрый пример, быть “образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте“ (1 Тим. 4: 12).
Церковь Христова существует более двух тысячелетий, и в течение всего этого времени продолжается пастырское служение. И в наше время оно столь же необходимо людям, как это было прежде. Надлежит и впредь исполнять повеление Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20)".
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, иерей Виктор Плаксин
Дамаскин 1 (53) 2021
Тема номера: Духовное образование.
"Нижегородская духовная семинария является одной из первых семинарий в России. В 2021 году наша духовная школа празднует значительный юбилей – 300 лет со дня её основания. К этой знаменательной дате будут приурочены два номера журнала «Дамаскин». Настоящий номер посвящён теме духовного образования.
Православная традиция неизменно уважает образование, как духовное, так и светское. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки чрезвычайно полезными для верующего человека. По мысли святителя Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает учёность первым для нас благом».
Вместе с этим православное образование - это не только передача знаний, но и воспитание необходимых качеств, чтобы стать достойным человеком и христианином. Главная же составляющая духовного образования – сама духовность, то есть не только умение рассказать о Боге и Церкви, но искусство жизни по Слову Божию и проповедь жизни во Христе".
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, иерей Виктор Плаксин
Дамаскин 2 (52) 2020
Тема номера: Духовная культура Востока и Запада.
«Проблема «Восток-Запад», по представлению многих исследователей культуры, является одной из наиболее значимых для человечества. Историки и богословы с древнейших времен зафиксировали ее в своих произведениях, привлекая внимание к существенным различиям между Востоком и Западом в способах жизни, характере политического правления, в богословской мысли.
На протяжении тысячелетий человеческой истории Восток и Запад достаточно конфликтно противостояли друг другу, и напряжение этого противостояния во многом определяло развитие культуры и политических процессов общества. Одновременно их взаимодействие и влияние друг на друга никогда не прерывались.
В конце концов, суть проблемы «Восток-Запад» заключается в том, что человечество, будучи единым по происхождению и физиологии, является поразительно отличным и непохожим в своих восточных и западных социокультурных проявлениях. И эта непохожесть заставляет, с одной стороны, расширять и углублять наши представления о человеке и его возможностях, а с другой – пытаться понять ее причины, искать пути взаимообогащающего диалога».
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, иерей Виктор Плаксин
Дамаскин №1 (51) 2020
Тема номера: Метафизика власти.
"О том, что такое власть и какова её природа, задумывались мыслители, философы, богословы и политические деятели разных времён. В сокровищнице христианской мысли этой теме посвящено также немало трудов, авторы которых исходят из библейского понимания власти как одного из свойств Божиих.
В истории падшего человечества не найти, пожалуй, более противоречивого феномена, чем власть. Она призвана сохранять иерархию и порядок, справедливость и закон, защищать людей от зла и направлять их ко благу, но она же — предмет страстного вожделения властолюбцев и злодеев, её обращают к насилию и порабощению, за неё борются, из‑за неё лгут и убивают, ей злоупотребляют и эгоистически пользуются.
Материалы настоящего номера журнала «Дамаскин» объединяет общая тема — метафизика власти. Надеемся, что мы и в этот раз не разочаруем наших любезных читателей".
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, доцент, митрофорный протоиерей Александр Мякинин
Дамаскин №4 (50) 2019
Тема номера: Христианская письменность.
"Мы называем христианство религией Откровения, тем самым утверждая, что в основе его учения лежат истины, полученные человеком от Бога. Именно Он через Своих пророков и апостолов открыл человечеству пути к богопознанию и спасению, а в Лице Иисуса Христа дал всем возможность через веру в Него и жизнь по Его учению приобрести Царствие Божие.
Истинное Откровение в христианстве является содержанием его проповеди и бесценным сокровищем, которое сохраняется и передаётся из поколения в поколение как Священное Предание.
В этой духовной и интеллектуальной связи между христианами разных эпох огромное значение имеет книга. И не только одна Библия, но и вся полнота христианской литературы, содержащей в себе опыт исканий и обретений, сомнений и озарений, поражений и побед тех, кто старался жить по Евангелию, в личном общении со Христом. Сегодня никто не сомневается в том, что именно христианство стало в истории мощнейшим стимулом развития письменности и распространения книжной культуры. Мы — наследники этой культуры. Каково её место и значение в век цифровых технологий и интернета? Что безнадежно устарело, а что навсегда сохраняет свою новизну? Об этом размышляют авторы статей настоящего номера журнала «Дамаскин». Приглашаем погрузиться в эту интересную тему и наших дорогих читателей".
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, доцент, митрофорный протоиерей Александр Мякинин
Дамаскин №3 (49) 2019
Тема номера: Богословие города.
"Христос учил о Царствии Божием внутри человека, и тем самым обращал внимание своих последователей на состояние души, её устремлённость к Богу и нравственное состояние — как на самое главное в поиске человеком подлинного счастья. При этом и окружающий нас мир, и прежде всего сообщество людей, и отношения между ними предстают в Евангелии как весьма важные обстоятельства в домостроительстве спасения. Грешить, как известно, человек может и в одиночестве, а спасаться от греха — только вместе с другими, в лоне созданной Христом Церкви. Принадлежность к ней предполагает жизнь в общине, совместную молитву, участие в Таинствах, духовную и материальную помощь другу.
Большинство современных людей живут в городах, которые тоже представляют собой своеобразные общины. В них каждый человек зависит от всех, и все связаны друг с другом общим пространством жизни. Грехи и пороки одних отзываются болью и страданием других, и наоборот — добро и жертвенное служение немногих оборачиваются благом для всех. В городе можно любовию послужить ближнему, и даже не одному, а многим, и значит лицом к лицу встретиться со Христом. И через эту встречу «зде пребывающий град» сделать чуточку похожим на «град грядущий», которого мы «взыскуем»".
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, доцент, митрофорный протоиерей Александр Мякинин
Дамаскин №2 (48) 2019
Тема номера: Кто он - "хороший человек"?
"Больше всего люди говорят о той жизни, к которой имеют самое непосредственное отношение, и в этих разговорах значительное место занимает осуждение неправоты ближних. Несправедливость, беззаконие, эгоизм и прочие человеческие страсти и пороки вызывают возмущение и подвергаются самому суровому осуждению...
Reductio ad absurdum — так называется вид доказательства, при котором справедливость некоторого суждения осуществляется через опровержение противоречащего ему суждения. Осуждая грех, мы неизменно приходим к необходимости понимания добродетели, обличая человека в неправоте, априори имеем в себе представление о праведности, которой необходимо соответствовать. Зазор между реальностью и нормой в человеке настолько ощутим, что отрицать его совершенно невозможно, как и не думать о причинах этого трагического расстройства его природы, когда, по словам апостола Павла, «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19)…
На страницах очередного выпуска журнала «Дамаскин» авторы статей размышляют о том, какого человека можно действительно признать хорошим и как не ошибиться в поиске ответа на этот непраздный вопрос".
Главный редактор журнала «Дамаскин», первый проректор Нижегородской духовной семинарии, доцент, митрофорный протоиерей Александр Мякинин